Рейтинг@Mail.ru

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ 2018-04-05T13:35:04+00:00

По данным Геродота и других писателей, у скифов были цари, получавшие власть по наследству. Скифского царя окружала дружина, необходимая в условиях постоянных военных столкновений. Эти военные столкновения, связанные с военной добычей и наложением на побеждённых дани, безусловно, ещё больше способствовали росту социально-экономического неравенства.

В дальнейшем известную роль в росте этого неравенства стали играть и греческие города-колонии, особенно с того времени, когда они превратились в торговых посредников в оживлённом товарообороте между Северным Причерноморьем и странами Средиземноморья. При этом наибольшему воздействию греческих городов, конечно, должны были подвергаться более близко к ним расположенные районы.

И всё-таки общественный строй скифов, сарматов и меотов времени Геродота и после него сохранял ещё многие черты первобытно-общинного строя, причём у некоторых из них (например, у сарматов) сохранялись ещё пережитки матриархата.

Как уже указывалось, для структуры местного общества прежде всего характерна типичная для ещё не изжившего себя родоплеменного строя расчленённость на многие племена. Каждое из таких племён, судя по Геродоту, имело свою племенную территорию и свои, также весьма типичные для родовой военной демократии, органы управления: народное собрание, совет старейшин и царя.

Скифские цари, даже в тех случаях, когда они возглавляли объединения нескольких племён, продолжали по сути дела ещё оставаться племенными вождями. По всем признакам, тут ещё не произошло обособления публичной власти, уже не совпадающей непосредственно с населением, организующим самого себя как вооружённая сила, о котором говорит Энгельс в своей характеристике нового порядка общественных отношений, идущего на смену родовому строю.

Излагая легенды о скифском золоте, Геродот упоминает об обычае предоставлять заснувшему с этим золотом во время особого праздника «столько земли, сколько он сам объедет на коне в один день». Основываясь на этом сообщении, некоторые исследователи делают вывод о ежегодном распределении земли у оседлых скифов и ограничении наделов. Хотя такое заключение несколько произвольно, поскольку оно основано, может быть, на весьма вольном толковании Геродотом местного сказания, всё же факт отсутствия застывших форм в земельных отношениях и регулярные перераспределения земли представляются вполне возможными в стране, ещё не знакомой с аграрным перенаселением.

В рассматриваемое время предметом индивидуальной и семейной собственности у древних обитателей Северного Причерноморья, очевидно, было только движимое имущество и скот. При передаче этого имущества после смерти собственника, судя по некоторым упоминаниям Геродота, существовал порядок так называемого минората. Согласно минорату, имущество, оставшееся после смерти отца, переходило к его младшему сыну, старшие же сыновья выделялись, очевидно, ещё при его жизни. Для строя патриархальных отношений также весьма характерно, что в состав переходившего по наследству имущества входили и жёны умершего. Так, например, скифский царь Скил, по рассказу Геродота, унаследовал от своего отца, помимо власти, одну из его жён — скифянку Скию.

О наличии родоплеменных форм социального строя говорит и распространённый у скифов обычай побратимства. Когда, по сообщению Геродота, два не состоявшие друг с другом в родстве скифа хотели установить тесный союз, они смешивали несколько капель своей крови в общем сосуде с вином и совместно его осушали. Этот обычай показывает, что кровные связи ещё не утратили своего значения.

Для характеристики скифского общества большой интерес представляет также и то, что передаёт Геродот о религии скифов и их погребальных обрядах. Храмов и особой касты жрецов скифы не знали. Упоминаются только гадатели, узнававшие волю богов при помощи особой раскладки прутьев. Геродот подробно описывает похоронный обряд скифов: похороны скифского царя связаны с обычаем обвоза покойника по всем окрестным местам, представляющим собой территорию нескольких племён. В этом можно усмотреть намёк на существование у скифов племенных объединений под властью одного вождя.