Рейтинг@Mail.ru

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ 2018-04-05T13:35:04+00:00

По времени древнейшие из курганов скифского периода, как, например, Литой и Келермесский, восходят к VII в. до н. э., другие, большинство, датируются V, IV и III вв. до н. э. Для всех них одинаково характерна большая насыпь земли с камнями, под которой находятся погребальные катакомбы. В больших курганах, как правило, они состоят из нескольких камер.

Типичным для всех этих погребений, таким образом, следует признать именно погребение групповое, из нескольких человеческих и конских могил, запечатлевшее один и тот же обычай погребальной тризны с человеческими и конскими жертвоприношениями.

Своеобразие курганных погребений совершенно определённым образом сказывается в составе погребального инвентаря. Вещи, •сделанные греческими мастерами в свойственной им стилистической манере и технике или созданные ими же, но с определённым расчетом на вкусы местных потребителей, находятся рядом с такими предметами, как специфического вида обручи и гривны, поясные пряжки, нашивавшиеся на одежду бляхи, конские наборы, особые скифские котлы с черпаками, предметы вооружения, в частности скифские мечиакинаки и не менее типичные двуперые с шипом сбоку или трёхгранные стрелы и т. п. Часть из этих вещей, явно негреческого происхождения, связана с Востоком. Таковы, например, вещи из Литого кургана и известного Мельгуновского клада.

Золотая обкладка ножен меча, найденного в так называемом Мельгуповском» кладе (датируется приблизительно VI в. до. н. э.).

Золотая обкладка ножен меча, найденного в так называемом Мельгуповском» кладе (датируется приблизительно VI в. до. н. э.).

Из вещей названного клада особое внимание обращает на себя золотая рукоятка и ножны акинака — скифского короткого меча. На них изображён олень в лежачей позе с закинутыми за спину рогами и, повидимому, мифологическая сцена с крылатыми существами и растениями. Кроме того, вдоль всех ножен, между украшающими их меандровыми завитками, находится ряд фантастических фигур со звериными, птичьими и человеческими головами. Некоторые из них пускают стрелы из луков. Изображение оленя имеет аналогию с очень близким ему изображением того же животного на одной из золотых пластинок, найденных в известном Кульобском кургане. Что касается крылатых существ, растений и фантастических фигур вдоль ножен, то они имеют несомненное отношение к искусству древнего Урарту, которое в свою очередь имело тесную связь с ассиро-вавилонской культурой. Особенно в этом отношении характерны изображения растений, прямо совпадающие с изображениями священных деревьев на оттисках урартийских печатей.

Целый ряд других негреческих вещей, встречающихся в курганах скифского периода, преимущественно ювелирные изделия, относительно более позднего времени, повидимому, связаны с ахеменидским Ираном. Вообще вещи с явными признаками иранского влияния или даже импортированные из Ирана встречаются в Северном Причерноморье далеко не редко. Однако ни иранское влияние, ни вообще влияние Востока отнюдь не могут объяснить разнообразия негреческих памятников Северного Причерноморья.

В этом отношении весьма показательно, что даже на мельгуновских ножнах, безусловно испытавших на себе воздействие стилистических приёмов Урарту, наряду с изображениями явно древневосточного характера, встречаются элементы оригинального скифского стиля. Они усматриваются прежде всего в упоминавшемся изображении на этих ножнах оленя.

Бронзовая пластинка с изображением льва, напавшего на коня (Сибирь).

Бронзовая пластинка с изображением льва, напавшего на коня (Сибирь).

Такого рода стилизованные изображения различных животных были чрезвычайно широко распространены в мире «варваров». Их находят не только в Северном Причерноморье, но и на всей территории Азии, большей части Сибири и особенно в Западной Сибири. На протяжении многих веков они неизменно встречаются в местных погребениях всей степной и лесостепной полосы Восточной Европы. В несколько изменённом типе они встречаются и на территории Западной Европы. Всё это — так называемый «звериный» стиль.