Рейтинг@Mail.ru

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ 2018-04-05T13:35:04+00:00

Ольвия после нашествия гетов несколько десятилетий лежала в развалинах. Хотя жизнь в ней в дальнейшем и возродилась, но никогда уже потом Ольвии не удалось достигнуть своих былых размеров и значения.

В самом конце I в. уже нашей эры в Ольвии побывал известный в то время ритор Дион Хрисостом. Впечатления свои о посещений города он потом изложил в одной из дошедших до нашего времени речей. Впечатления эти настолько любопытны, что на них стоит остановиться.

«Город борисфенитов,— рассказывает Дион,— по величине не соответствует своей прежней славе вследствие неоднократных разорений и войн. Находясь уже давно среди варваров и притом самых воинственных, он постоянно подвергается нападениям и несколько раз уже был взят врагами. Последнее и самое сильное разорение его было не более как за 150 лет. Геты взяли его и остальные города по левому берегу Понта вплоть до Аполлонии. Вследствие этого дела тамошних эллинов пришли в крайний упадок». «Одни города совсем не были восстановлены, другие,— говорит Дион дальше,— были восстановлены в плохом виде и при этом в них нахлынула масса варваров… О недавнем разорении (Ольвии.— Д. К.) свидетельствует плохой вид построек и тесное расположение города на небольшом пространстве: он пристроен лишь к небольшой части прежней городской черты, где остаётся ещё несколько башен, не соответствующих ни величине, ни силе [нынешнего] города». Касаясь современного ему города, Дион говорит, что он был тесно застроен домишками почти без промежутков и обнесён очень низенькой и непрочной стеной. Интересно то, что рассказывает Дион о самих жителях города. Одного из них Дион описывает следующим образом: «Он был опоясан большим всадническим мечом, одежду его составляли шаровары и прочее скифское убранство, на плечах был небольшой тонкий чёрный плащ, который обыкновенно носят борисфениты. И другая одежда у них по большей части чёрного цвета, по примеру одного скифского племени, которое, как мне кажется, от этого получило у эллинов название меланхленов (черноризцев)». Таким образом, прежде цветущий город в те дни, когда его посетил Дион, оставался наполовину в развалинах. Его население ютилось в жалких домишках, занимавших лишь незначительную часть прежней городской территории. Приехавшего Диона окружили люди, одетые в скифские платья. О прежних временах у них сохранились лишь идиллические воспоминания, сказавшиеся между прочим в их любви к стихам Гомера. Теперь население города жило в обстановке хронических военных опасностей, в постоянном ожидании нашествия врага.

Раскопки последних лет на территории древнего Пантикапея дают некоторые основания предположить, что и этот город пережил нечто сходное. Раскопки, о которых идёт речь, проведённые видным советским археологом проф. В. Д. Блаватским, обнаружили в центре древнего Пантикапея следы значительных разрушений. Разрушенными, например, оказались не только великолепные постройки, воздвигнутые в предшествующем периоде, но даже террасы и поддерживающие их подпорные стенки. Значительная часть городского населения при этом, очевидно, погибла или разбежалась.

Как о том свидетельствуют надписи и известный нам по раскопкам материал, существенные перемены происходят в самом составе городского населения. В надписях всё чаще и чаще встречаются местные или смешанные имена. Среди археологических находок резко повышается удельный вес местных изделий. Судя по изображениям на надгробьях, постепенно меняется самый облик жителя боспорских городов, приобретающий теперь всё больше и больше местных черт. Всё это показывает, что после потрясений конца II в. до н. э. на свои разорённые пепелища вернулась лишь часть прежних жителей. Остальная часть городского населения пополнилась за счёт местных элементов.