Рейтинг@Mail.ru

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ

Д. П. КАЛЛИСТОВ. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ 2018-04-05T13:35:04+00:00

Наиболее распространены, однако, были деревянные саркофаги напоминавшие своим внешним видом римский храм. Обычно такой саркофаг служил как бы футляром, в который вставлялся простой дощатый гроб.

Как и раньше, в могилы римского времени помещали разнообразный погребальный инвентарь. Отличительной чертой этого погребального инвентаря является типичное для веков нашей эры обилие стеклянной посуды, которую находят даже в самых скромных могилах. Замечательным образцом такой посуды является сосуд из зелёного стекла, найденный в богатой могиле I в. н. э. Сосуд расписан эмалевыми красками. На темнозелёном фоне изображены живописно переплетающиеся ветки плюща и винограда, на которых разместились оранжевые птицы.

Самое большое место, однако, попрежнему занимают изделия из глины, в первую очередь всевозможная посуда. Из наиболее интересных находок этого типа отметим замечательный красно-лаковый кувшин, украшенный рельефными изображениями двух цапель, нападающих на змею. Часто встречаются также фигурные сосуды в виде человеческой головы или головы какого-нибудь животного, многочисленные терракотовые статуэтки, детские игрушки.

Рост материального благосостояния боспорской верхушки подтверждается обилием драгоценных украшений, встречающихся в могилах боспорских богачей. Золотые венки, нашивные бляшки, серьги, ожерелья, браслеты, кольца дают богатый материал для суждения о развитии ювелирного искусства на Боспоре. Поверхность металлических изделий усеивалась разноцветными камнями, сердоликами, гранатами, рубинами и т. д.

Ещё более выразительным материалом располагаем мы для знакомства с изобразительным искусством Боспора в римское время. Погребальные склепы было принято украшать росписью. Известное число таких расписанных склепов сохранилось до наших дней. Интереснейшим памятником этого рода является так называемый склеп Деметры, открытый в Керчи в 1895 г.

Склеп представляет собой квадратную комнату, покрытую полуцилиндрическим сводом. На стене по сторонам входа написаны изображения Гермеса и Калипсо, которые, по представлениям греков, встречали души умерших у входа в ад. Стены увенчивает ионийский фриз, на одном из которых изображена сцена похищения Персефоны, дочери богини Деметры, богом преисподней Плутоном. Сводчатый потолок склепа украшен медальоном, внутри которого находится погрудное изображение Деметры. Богиня представлена немолодой женщиной, со строгими, скорбными глазами. Пристальный взгляд широко открытых глаз Деметры кп с бы встречает каждого входящего в склеп и невольно приковывает к себе внимание. Этот совершенно уникальный памятник античной стенной живописи ярко свидетельствует о существовании в Пантикапее талантливых мастеров-живописцев.

В другом керченском склепе II в. н. э. мы имеем возможность познакомиться с военной жизнью пантикапейцев в римскую эпоху.

Одетые в тяжёлые доспехи конные пантикапейские воины сражаются с сарматами и таврами Материал пантикапейского некрополя в I в. н. э, ещё сохраняет черты греческой культуры. Однако во II в. н. э. уже отчётливо проступают элементы сарматизации во всех проявлениях боспорской материальной культуры.

Оружие становится обычной принадлежностью погребального инвентаря. В некоторых могилах II в. н. э. найдены целые наборы сарматского оружия: железные мечи, кинжалы, ножи и т. д. Ещё более ярко процесс сарматизации проявляется в находках конской сбруи в пантикапейских могилах, а иногда и скелетов лошадей.

Этот же процесс отразился и в упомянутом выше своеобразии местного ювелирного искусства. В пантикапейских мастерских вырабатывается характерный для I в. н. э. стиль, сочетающий геометрические орнаментальные формы с обильными цветными вставками из драгоценных камней и стекла, истоки которого следует искать в некоторых «скифских» изделиях кубанских курганных погребений.

Социально-политическая природа Боспорского государства этого времени претерпевает ряд изменений. Как о том можно заключить из одной фанагорийской надписи середины II в., на Боспоре появляется группа зависимого населения, напоминающая крепостных. Постепенно сглаживается характерная для Боспора двойственность, которая была обусловлена сосуществованием на его территории местных племён и рабовладельческих городов. В этом отношении особенно интересны некоторые из надписей Танаиса II и III вв. до н. э. Из всех боспорских городов этот город, расположенный на самой окраине боспорской территории, всегда был наименее греческим. Смешанный грекоместный характер его населения ярко сказывается в особенностях его материальной культуры, известной нам и по раскопкам Елизаветовского городища, где он, видимо, находился до III в. до н. э., и по раскопкам Недвиговского городища, куда переселились его жители, очевидно, в связи с обмелением русла реки.