Рейтинг@Mail.ru

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей 2018-04-05T14:07:59+00:00

С этих позиций первоначально важно определить, является ли проникновение передневосточных элементов на Северный Кавказ изолированным явлением или это только часть территориально широкого культурного процесса. В настоящее время о раннем комплексе переднеазиатских элементов на Северном Кавказе можно судить не только по Майкопскому кургану. Более того, вполне вероятно, что он представляет только финал развития так называемого «предмайкопского» энеолитического пласта, существование которого предполагал еще в 1962 г.

А. А. Иессен 6. Сейчас можно допустить 7, что в круг этих памятников входят поселения Замок 8. Свободное 9, частично нижние слои Мешоко, возможно. Ясенова Поляна, Скала, Хаджох и аналогичные им 10. Ряд таких общих для них элементов, как высококачественная лощеная серая и коричневая круглодонная (остродонная) посуда, следы применения медленного гончарного круга, редкий рельефный, прочерченный или вдавленный орнамент, каменные браслеты, часть которых, судя по количеству, размерам, форме, следам обожженности, вероятно, использовались как подставки под сосуды, антропоморфная и зооморфная пластика, характерный набор кремневого и каменного инвентаря, по-видимому, указывают на южное происхождение основных элементов этого культурного комплекса. Он не покажется изолированным, если рассматривать в более широкой системе аналогичных явлений. Так, в Закавказье к этому времени, вероятно, относится группа докуро-аракских позднеэнеолитических памятников. В Западной Грузии они представлены стоянками и поселениями типа Очажного грота Воронцовской пещеры, Самеле-клде, Самерцхле-клде, II слоя Сагварджиле, Дзудзуаны, II, III слоев Даркветского навеса, Тетри Мгвиме и др.11 В южных районах — поселениями типа Сиони (Парехеби) 12 и, возможно, Абастумани (Канобили) 13. В восточных областях Закавказья — группой поселений, занимающих хронологически промежуточное положение между шулавери-шомутепинской и куро-аракской культурами,— Цопи, Иланлы-тепе, верхних слоев Аликемек-тепеси, Техута 14, Мишарчая, Лейла-тепеси 15. При существующих различиях между этими памятниками для них характерно одновременное появление (как и на Северном Кавказе) высококачественной лощеной, или так называемой пачкающейся, серого и коричневого цветов круглодонной, иногда с воронковидным горлом посуды, нередко со следами применения при изготовлении гончарного круга.

В свою очередь, Закавказье и Северный Кавказ этого времени являются только частью обширного ареала, охваченного сходными культурными процессами, в широком смысле послеубейдского времени. Центры этой культурной зоны, представленные памятниками, аналогичными Тепе Гавра XII—VIII16, вероятно, располагались в Северной Месопотамии, а область в целом включала Сиро-Киликию (Амук F), Восточную Анатолию (Тильки-тепе I, II, Хисарси IV, Тепечик, Дегерментепе III) и Северо-Западный Иран (Геой-тепе) 17. В этот период здесь почти исчезает расписная посуда и преобладает лощеная круглодонная, подправленная на медленном гончарном кругу. Складывается впечатление, что эти явления отражают процесс формирования в этой области особого культурного блока, северной периферией которого и является северокавказский энеолит.

При таком подходе становится понятным, что сочетание в майкопском комплексе «амукской» керамики и предметов «месопотамского» до-династического искусства 18 является прямым следствием формирования майкопской культуры как составной части переднеазиатского «гаврского» блока культур. Показательно, что погребение Майкопского кургана сохраняет целый ряд черт, характерных для собственно гаврского погребального обряда: скорченное на боку (руки перед лицом) положение погребенных, ориентированных, как и храмы, по линии северо-запад — юго-восток, присутствие в инвентаре керамики, в ряде случаев золотых ленточных диадем с розетками (Гавра ХА — VIIIB, погребения 109, 110, 114) 19 и богатых ожерелий, составленных во многом из аналогичных майкопским бус (золотые цилиндрические, «дутые») и каменных подвесок, Интересны находки в кладе из XII слоя Гавры прямо и наклонно каннелированных золотых бус20. Возможны и более общие обрядовые и типологические сопоставления. Не исключено, например, что сочетание в майкопском комплексе золотых и серебряных бычков с металлически ми трубками (ритуальные стрелы?) отражает один из сюжетов (борьба с небесным быком?) древневосточного эпоса 21. Следует также отметить цилиндрическую гагатовую печать, найденную в одном из близких Майкопскому кургану комплексе, с изображением оленя и орнаментом, выполненными в стиле, близком характерному для периода Джемдет- Наср 22. В итоге можно допустить, что первоначальная связь северокавказского энеолита, и в частности майкопской культуры, с Передней Азией была прямой, тесной и поддерживалась блоком родственных культур. Следует подчеркнуть, что локальное многообразие внутри этого блокового единства, связанное с особенностями предшествующего развития, не позволяет говорить об одной культуре 23. Тем не менее Северный Кавказ в этот период можно рассматривать как северную периферию древневосточной цивилизации. Одновременно он оказался в роли прямого посредника между последней и степным энеолитом хвалынско-среднестоговского облика 24.