Рейтинг@Mail.ru

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей 2018-04-05T14:07:59+00:00

Изнутри и снаружи он обведен тонкой красной чертой. Высота прямоугольника 23 и ширина 18 см. Общая ширина линии, образовавшей его, в среднем 2,5 см. Верхняя часть имеет подтрапециевидную форму со слегка вогнутыми короткими сторонами. Ширина по верху 50,5 см, по низу 35 и высота 22 см. С обоих краев нижней части этой трапеции опущены концы в виде конусов вершинами вниз. Их ширина у основания 4 см, высота 4,5—5 см. Вся площадь этой части изображения окрашена в черный цвет и покрыта крупными, 2—2,5 см в диаметре, круглыми красными пятнами. И на нее еще нанесен прочерченный орнамент в виде трех лент, причем каждая лента состоит из трех прочерченных линий. Две крайние ленты проходят от верхних углов к середине нижней части «трапеции», третья лента расположена вертикально и проходит посередине «трапеции». Нижняя часть имеет прямоугольную форму, длина 34 см, ширина внизу 15 см. Эта часть расписана сложным геометрическим орнаментом, состоящим из черных и красных линий шириной 2—3 см, и по периметру обведена тонкой красной полосой.

Роспись на стенах гробницы

Роспись на стенах гробницы

 

Рис. 1. Роспись на стенах гробницы, курган 28

1 — юго-восточная стена; 2 — поперечная плита с отверстием

«Колчан» и изображение человека перекрывались «луком», судя по двойному изгибу, сложным. Рисунок расположен горизонтально, выполнен красной краской с бессистемно нанесенными на нее черными точками, расположенными в середине предмета. Общая длина лука 122 см, толщина в центральной части 5 см, длина заполненного черными точками пространства 24 см.

Наряду с публикацией материала целью работы является поиск более или менее определенного места, которое занимает эта роспись среди памятников подобного рода, и попытка интерпретации хотя бы части сюжета.

В подходе к расшифровке семантики любого сюжетного изображения наиболее важным, на мой взгляд, должно быть соблюдение прежде всего двух принципов.

1. Привлечение аналогий из круга памятников одного культурно-хронологического пласта.

2. В основе интерпретации должна лежать достаточно обоснованная идея, подкрепленная возможно большим количеством материала неизобразительного характера.

Прямых аналогий всему сюжету росписи нет, что и вынуждает обратиться к широкому кругу памятников.

По конструктивным особенностям погребальных сооружений, погребальному обряду, некоторым категориям инвентаря ближайшие аналогии новосвободненской группе памятников находятся в ареалах культур воронковидных кубков и ранних шаровидных амфор Центральной и Северной Европы. Для них, помимо схожих погребальных сооружений и обрядов, характерно наличие в погребениях таких форм керамики, как чернолощеные кубки, чаши, амфоры 1. Чернолощеная керамика встречается также в энеолитических погребениях всей полосы южно-русских степей вплоть до предгорий Северного Кавказа. В Поднепровье и Приазовье это «нижнемихайловский» тип 2. На Нижнем Дону погребения VI типа, по В. Я. Кияшко 3, ряд могил Койсугского могильника и второй вариант 8-го типа, по В. А. Трифонову 4, на Северо-Западном Кавказе все основные погребения и погребения в гробницах в «Кладах» под станицей Новосвободной 5.

Эти факты позволяют предположить наличие широкого более или менее однородного энеолитического пласта. Общее, что позволяет объединить их в блок культур, это, во-первых, чернолощеная, иногда серолощеная керамика (основные формы: кубок, чаша, амфора), орнамент на- кольчатый, штамп, чаще без орнамента. Во-вторых, погребальный обряд — скорченно, чаще на правом боку, руки перед лицом. Ориентация в основном в южный сектор. В-третьих, погребальные конструкции — мегалитические одно-, двухкамерные гробницы, редко деревянные срубы в 1—2 венца, погребения на древней дневной поверхности, прямоугольные или овальные ямы с перекрытием.