Рейтинг@Mail.ru

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей 2018-04-05T14:07:59+00:00

Если принять во внимание предположение о существовании более или менее однородного блока культур с чернолощеной керамикой, то гораздо более понятным становится тот факт, что ближайшие аналогии росписи из гробницы у ст. Новосвободная находятся в Центральной Европе. Прежде всего это сюжетная аналогия колчану и луку из гробницы эпохи позднего неолита, раскопанной в 1750 г. близ деревни Лейне-Гелич у г. Халле в ГДР (рис. 2) 6. Часть изображений в этой гробнице была выполнена в гравировальной технике, часть нанесена красной и черной красками. Как считают немецкие археологи7, мегалитические гробницы центрально- и северонемецких земель генетически восходят к галерейным гробницам культуры СУМ северной Франции и южной Бельгии. На одной из плит гробницы ст. Новосвободная изображена в фас сидящая фигура человека без головы. На том месте, где должна быть голова и верхняя часть груди, черной краской нанесена прямоугольная решетка. Ближайшие и наиболее многочисленные аналогии этому типу изображений мы находим среди мегалитических культур Франции, в том числе и в культуре СУМ (рис. 3) 8.

Причем изображение из гробницы у ст. Новосвободная так же, как и в галерейных гробницах культуры СУМ, расположено у входа в камеру, где находился погребенный. Приведенные данные подтверждают также точку зрения немецких археологов о западноевропейских корнях северо- и центральноевропейских мегалитов, с одной стороны, а с другой — свидетельствуют в пользу моего предположения о едином блоке культур с чернолощеной керамикой, простирающемся от Центральной Европы до Северного Кавказа. Этому не противоречат и данные антропологии. А. В. Шевченко, занимавшийся антропологическим материалом из могильника «Клады», считает, что население новосвободненской культуры Северо-Западного Кавказа, судя по черепам из могильника «Клады», тоже принадлежало к антропологическому типу, характерному для культуры воронковидных кубков Европы 9.

 

Гравировка на плите, гробница в близ Лейне-Гелич у г. Халле

Гравировка на плите, гробница в близ Лейне-Гелич у г. Халле

Рис. 2. Гравировка на плите, гробница в близ Лейне-Гелич у г. Халле (ГДР)

 

Стелы, департаменты Франции Ардеж

Стелы, департаменты Франции Ардеж

Рис. 3. Стелы, департаменты Франции Ардеж (1) и Авейрон (2)

 

Как на промежуточный пункт между изображениями на плитах цент-ральноевропейских гробниц и гробниц новосвободненского круга памят-ников Северного Кавказа можно указать на гравировки на плитах кромлеха у с. Вербовки 10. А. Хёйслер связывает их с гравировкой на плитах мегалитических сооружений культур шнуровой керамики в Центральной Европе 11. А. А. Формозов также признает некоторое сходство, но склоняется к мысли, что оно конвергентно12. Хотя при этом он отмечает, что на пяти плитах гробницы, раскопанной у г. Нальчика 13, также относящейся к новосвободненской группе памятников, гравировка похожа на ту, что нанесена на плиты кромлеха у с. Вербовки 14. Сейчас, учитывая новые данные, мысль о конвергентности изображений представляется еще менее вероятной.

Очертив, насколько это возможно, тот ареал, в котором находится круг аналогий росписи, попытаюсь хотя бы частично объяснить семантику изображений.

Как известно, на месте энеолитических культур степной зоны Восточной Европы сложилась ямная культурно-историческая общность и предшествующие культуры явились доминирующим компонентом в ее формировании 15. Сейчас на повестку дня поставлен вопрос о ее индоевропейской принадлежности16. Работами лингвистов, начиная с О. Шрадера и А. Мейе17, было установлено, что терминология, связанная с колесным транспортом, является общеиндоевропейской, а ямная культура является самой ранней, где зафиксирован колесный транспорт в Европе 18. И коль скоро ямная культура сформировалась в основном на базе предшествующего энеолитического блока, куда входила и новосвободненская группа памятников, логично будет, если мы предположим, что истоки формирования индоевропейской общности уходят в этот энеолитический пласт. Соответственно наиболее реальной будет попытка интерпретации сюжетной росписи станицы Новосвободная в свете древнейших из дошедших до нас мировоззренческих представлений индоевропейцев. В этой связи особенно интересна роспись на одной из плит гробницы, где изображена сидящая человеческая фигура. Вместе с ней изображены также и лошади, бегущие слева направо по периметру плиты. Если мы обратимся к мифам и преданиям различных индоевропейских народов, то увидим, что у хеттов, например, богом грозы и смерти был Пирва, атрибутом которого был конь19. В западноевропейском этнографическом материале, исследованном в этой связи Л. Мальеном 20, представления о коне как о спутнике бога смерти оказались очень живучими. Например, у древних греков они восходят еще к догомеровскому времени и со временем переходят в представления о коне как о спутнике смерти, спутнике умершего человека. Очень подробно описано жертвоприношение коня греками в «Илиаде» (XXIII, 165 и сл.). При сожжении Патрокла «Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали…». Пережитки жертвоприношения коня ясно видны в осетинском погребальном обряде: специально украшенного коня подводят к могиле, повод дают в руки мертвецу со словами: «Пусть это будет твой конь», затем коня трижды слева направо обводят вокруг могилы, обрезают ему хвост и делают надрез на ухе21. В ведийских заупокойных обрядах (шраддха) движение вокруг объекта производится «против солнца», справа налево, держась к объекту левым боком 22.

Человекообразная фигура на плите изображена сидящей, а в «Ригведе», в похоронном гимне (I, 14), в обращении к Яме, владыке царства мертвых, звучат такие слова: