Рейтинг@Mail.ru

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей 2018-04-05T14:07:59+00:00

4 …Яма, садись на солому

в единении с Ангирасами, отцами!..

5 Приди с Ангирасами, достойными жертвы!

О Яма, радуйся здесь с Вайрупами!

Я призываю Вивасвата, кто тебе отец.

Когда ты сел на солому при (этом) жертвоприношении 23.

 

Здесь важно отметить, что сидящая фигура была изображена на стене камеры, являющейся как бы входом к погребенному. И в этой входной камере у плиты с изображением сидящей человекообразной фигуры у ее ног стоял сосуд с пищей.

Количество аналогичных примеров из индоевропейской мифологии и погребальных обрядов можно увеличить, но, пожалуй, и приведенных достаточно, чтобы предположение о человекообразной фигуре как о боге смерти с бегущими вокруг нее слева направо конями можно было считать достаточно обоснованным.

Помимо росписи, в гробницах близ станицы Новосвободной найден и собственно археологический материал, который несет дополнительные аргументы в пользу интерпретации сюжетной росписи в системе индо-европейских мировоззренческих представлений. В одной из гробниц были найдены две фигурки собачек, одна бронзовая, другая из серебра 24. Они находились у головы погребенного, у передней плиты с отверстием, соединяющим погребальную камеру со входной. В «Ригведе», в похоронном гимне. (X, 10, 11) говорится о двух псах, которые стерегут путь к Яме и провожают умерших к нему:

10. Спеши мимо двух псов, потомков Сарамы,

Четырехглазых, пятнистых по верному пути

И достигни отцов, которых легко найти.

Которые веселятся на общем пиру с Ямой

11. Два твоих пса, сторожа,

Четырехглазые, стерегущие путь, надзирающие за людьми

Им его передай, о царь,

И надели его благополучием и здоровьем 25.

Примечательно, что фигуры собачек изготовлены из различных металлов, а в индийской мифологии две собачки, охраняющие душу покойного на пути в царство Ямы, различаются мастью, их имена Шьяма (Темная) и Шабала (Серая)26.

Второй микрокомплекс из этой же гробницы опубликован 27. Примечательно, что его структура также может быть интерпретирована на основе культурного материала. Он состоит из бронзового сосуда типа ковчежка и лежащего на нем бронзового колеса с четырьмя плоскими в сечении спицами. Мотив металлического колеса со спицами, которое, беспрерывно вращаясь над сосудом с живой водой — амритой, охраняет ее, представлен в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» 28.

До сих пор практически вся аргументация о принадлежности той или иной археологической культуры к индоевропейскому этносу сводилась к лингвистическим построениям и соответственно к наличию или отсутствию таких решающих признаков, как конь — повозка 29. Информация, полученная при раскопках курганного могильника «Клады», позволяет расширить список признаков, включая в них собственно археологические, такие, как погребальный обряд и ряд категорий инвентаря, что делает их особенно ценными. Все вышеизложенное позволяет высказать предположение о выделяемом блоке культур с чернолощеной керамикой как носителе индоевропейского этноса. Новосвободненские гробницы, по моему мнению, представляют собой восточную ветвь развития северо-центральноевропейских галерейных гробниц, которые включают в себя и северные варианты культур воронковидных кубков30. И соответственно отправной точкой в распространении культур с чернолощеной керамикой между Центральной Европой и Северным Кавказом нужно считать Центральную Европу.

  1. Preup I. Die Baadlberger Gruppe in Mit-teldeutschland. B., 1966. Taf. 22—24; 35; 51, /; 61, 2.
  2. Шарафутдинова И. H. Северная курганная группа у с. Соколовка//Археологические памятники Поингулья. Киев, 1980. С. 93—95. Рис. 11, 1,2.
  3. Кияшко В. Я. Нижнее Подонье в эпоху энеолита и ранней бронзы: Автореф. дне. … канд. ист. наук. М., 1974. С. 13; Трифонов В. А. Степное Прикубанье в эпоху ранней и средней бронзы: Автореф. дне. … канд. ист. наук. Л., 1983.
  4. Максименко В. Е. Новые материалы по эпохе ранней бронзы на Нижнем Дону,— СА. 1973. 1. С. 249—254. Рис. 1—3.
  5. Резепкин А. Д. Проблема развития и преемственности культур эпохи ранней и средней бронзы на Северном Кавказе//Культурный прогресс в эпоху бронзы и раннего железа: Тез. докл. Ереван. 1982. С. 132. 134.
  6. Schrickel //. Westeneropaische elemente im Neolithikum und in der friihen Bronzezeit Mitteldeutschland. Leipzig, 1957. Bd. 5, H. I. S. 92.
  7. Behrens H., Tasshauer P., Kurchner H. Ein neues innenverriertes Dolauer Heide bei Halle (Saale) Jahresschrift fur Mitteldeutsche Vorgeschichte. Halle; B., 1956. Bd. 40. S. 40—42, 45—48.
  8. Arnal I. Les statues-menhirs de la France//Boll. centro camuno studi preistorici, capo di Ponte. 1979. N 17. S. 47— 76.
  9. Шевченко А. В. Палеоантропологические данные к проблеме происхождения индоевропейцев//Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока: Тез. и докл. конф. М., 1984. Ч. 1. С. 18—20.
  10. Рудинский М. Я. К вопросу о наскальных изображениях каменной могилы// КСИА АН УССР. Киев, 1955. № 5. с. 73. Рис. 3.
  11. Hausler A. Die Felszeichungen der Каmenaja Mogila bei Melitopol und de megalitischen Einfliisse in Sudrussiand. Halle, 1958. S. 507.
  12. Формозов А. А. Очерки по первобытному искусству. М., 1965. С. 159.
  13. Чеченов И, М. Нальчикская подкурганная гробница. Нальчик, 1973. Рис. 13 (вкладыш).
  14. Формозов А. А. Очерки… С. 160.
  15. Мерперт Н. Я. Энеолит степной полосы европейской части CCCP//L’Europe а 1а fin de l’age de pierres. Praha, 1961; Даниленко В. H. Энеолит Украины. Киев, 1974. С. 31, 32, 104.
  16. Кузьмина Е. Е. Колесный транспорт и проблема этнической и социальной истории древнего населения Южно-Русских степей// ВДИ. 1974. № 4. С. 68, 85.
  17. Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913; Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.; Л., 1938.
  18. Трифонов В. А. Погребения с повозками эпохи палеометалла в степном Прикубанье: Новые экспедицион. исслед. археологов Ленинграда: (Тез. докл. к Всесоюз. совещ. «Археология в XI пятилетке»). Л., 1984. С. 28.
  19. Otten Н. Pirva. Der Cott auf dem Pferd// Jahrbtich fur Kleinasiatische Forschung. Heidelberg, 1951. Bd. 21.
  20. Malfenh. Das Pterd im totengraben// JDAI, 1914. Bd. XXXX. S. 179—255.
  21. Гатиев Б. Суеверия и предрассудки у осетин//Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876. Т. IX.
  22. Ch. Sen. A distrionarv of the Vedie rituals. Delhi, 1982. P. 151, 161.
  23. Ригведа: Избранные гимны/Пер., коммент. и вступ. ст. Т. Я. Елизаренковой. М., 1972.
  24. Бокчарев В. С., Резепкин А. Д. Работы Кубанской экспедиции//АО. 1980. С. 98.
  25. Ригведа: Избранные гимны… С. 199.
  26. Stevenson S. The rites of the Twuceborn. Oxford, 1920. P. 193, 238.
  27. Бестужев Г. И., Резепкин А. Д. Новые находки из гробницы у станицы Новосвободной//КСИА. Вып. 176. С. 198.
  28. The Mahabharata, for the first time critically edited by V. S. Sukthanuar. Poona: The Adiparvan, 1943. Vol. I, N 29. P. 157.
  29. Кузьмина E. E. Колесный транспорт…
  30. Preup I. Die Baalberger Gruppe….