Рейтинг@Mail.ru

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей 2018-04-05T14:07:59+00:00

Вряд ли можно назвать другой памятник такого типа, где образцы художественного ремесла были бы представлены в таком многообразии. Обращает на себя внимание, что здесь вместе представлены украшенные графическим декором пояса, топоры, фибулы и разные образцы малой пластики — зооморфные фигурки и декоративные пряжки, т. е. основные предметы, которые, собственно, и представляют искусство Кавказа эпохи раннего железа.

Следует отметить, что клады, обнаруженные на территории Грузии, по численности и многообразию составляющих их предметов превосходят северокавказские памятники этого типа; например, клады из Цхинвали, Уде, Чабарухи и Пасанаури содержат в себе лучшие образцы художественного ремесла того периода.

Искусство Кавказа эпохи раннего железа представляет собой весьма значительное художественное явление. Эта неотъемлемая часть древней культуры Передней Азии, подобно искусству других областей, входящих в состав последней, являет собой особый феномен.

Настоящая статья написана по материалам доклада, прочитанного на ХПТ К.рупновских чтениях в г. Майкопе в апреле 1984 г. К сожалению, в отчете о работе конференции, опубликованном В. И. Козенковой в журнале (СА 1984. № 4. С. 291—298), искажена суть моего доклада и допущен ряд неточностей в изложении процесса его обсуждения.

Сегодня уже не вызывает сомнения, что для полноценной реконструкции или хотя бы для создания общего представления об искусстве той или иной эпохи необходимо изучение стиля характерных для нее памятников; это требует проведения специального, искусствоведческого анализа всего комплекса памятников искусства соответствующей эпохи.

Первая попытка исследования общего направления развития искусства Грузии дохристианских времен, в частности эпохи раннего железа, и научного его осмысления предпринята академиком Ш. Я. Амиранашвили 3. Однако с тех пор прошло более сорока лет, и ситуация во многом изменилась. Накопился новый материал и возрос интерес к отдельным группам образцов художественного ремесла искусства Кавказа. Перечислю лишь некоторые из них: бронзовые ажурные пряжки 4 антропоморфные 5 и зооморфные 6 фигурки.

В данном случае, как мы уже отмечали, нас прежде всего интересует вопрос стиля памятников художественного ремесла Кавказа эпохи железа, для характеристики особенностей которых применяется термин «кавказский звериный стиль».

Этот термин первоначально был использован по отношению к сугубо скифским образцам художественного ремесла. Впоследствии Ф. Ганчар применил его по отношению ко всем подобного рода памятникам Кавказа дохристианской эпохи 7, что способствовало его укоренению; принял его и Ш. Я. Амиранашвили 8.

На этом этапе исследования применение термина «кавказский звериный стиль» в отношении графического декора означенного времени было более или менее приемлемо. Однако после того, как были изучены характерные для Центрального Закавказья гравированные пояса и образцы малой пластики, стало ясным, что термин «звериный стиль» применяется уже по традиции; причем следует подчеркнуть, что в отношении малой пластики он вовсе не применяется (Г. Джавахишвили, М. Табукашвили, Н. Чубинишвили). По мнению А. И. Джавахишвили, этот термин на сегодняшний день утратил всякий смысл.

Однако что такое стиль вообще? В широком смысле в изобразительном искусстве под этим термином подразумевается совокупность исторически сложившихся изобразительных средств, характерных для той или иной конкретной эпохи и территории, т. е. в этом смысле мы имеем дело с эпохальным явлением.

Иногда этим понятием условно обозначают группу художественных памятников со схожими признаками. Так что же все-таки такое «звериный» стиль? Вот что пишет по этому поводу М. И. Артамонов: «…характерным признаком искусства этих племен (степная и лесостепная Евразия от Средней Европы до Северного Кавказа) было преобладание среди сюжетов изображений различных животных или их частей, ввиду чего оно относится к так называемому «звериному» стилю, распространенному у многих народов на ранней (архаической) стадии их развития» 9.

И хотя термин «звериный стиль», как правило, употребляется с опре-делением «так называемый», это по существу не меняет положения: термин весьма условен и, главное, не точен. И если он более или менее применим в отношении скифского искусства, то пользоваться им для характеристики памятников кавказского художественного ремесла недопустимо. Это несоответствие особенно четко проявилось при попытке изучения данных памятников по отдельным группам. Именно по этой причине, в отличие от Ш. Я. Амиранашвили и Фр. Ганчара, нами была предложена несколько иная схема развития «звериного» стиля.