Рейтинг@Mail.ru

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей 2018-04-05T14:07:59+00:00

В специальной литературе были предложены две периодизации кав-казского «звериного» стиля, выделяющие в его развитии три стадии.

1 периодизация. Ф. Ганчар выделяет: 1) ориенталистическую стадию, включающую памятники майкопской культуры; 2) закавказскую стадию, включающую ганджа-карабахскую, лелварскую и кобанскую культуры бронзового века; 3) закавказскую стадию, включающую памятники этих же культур железного века.

2 периодизация. Ш. Я. Амиранашвили выделяет: I стадию— майкопской культуры, II стадию — триалетскоп культуры, III стадию — памятники Западной и частично Восточной и южной Грузии, частью Западного Азербайджана и пограничных с Грузией северных районов Армении, памятники Талыша и Ленкора эпохи поздней бронзы и раннего железа. Таким образом, обе периодизации охватывают памятники Кавказа, начиная с эпохи раннего металла и до железного века включительно. Вышеупомянутые периодизации явно нуждались в существенной поправке.

По моим понятиям, на примере скифского искусства «звериный» стиль подразумевает не использование животных в декоре самих по себе, а особую .манеру их передачи — стилизацию, выражающуюся в основном в их схематизации, орнаментально-символической трактовке и т. д. Это явление эпохальное, порожденное особым социально-экономическим укладом общества. По этой причине памятники майкопской и триалетской культур не могут быть включены в круг памятников «звериного» стиля, так как искусство Кавказа эпохи ранней и средней бронзы, с одной стороны, и начала I тысячелетия до н. э.— с другой, как по содержанию, так и по стилю представляет собой совершенно разные явления.

Особенности кавказского искусства нами были изучены по памятникам художественного ремесла колхидской и кобанской культур, в частности по графическому декору художественной бронзы. Графический декор можно под разделить на два вида: зооморфный и геометрический.. Зооморфный декор состоит из изображений оленя, лошади, собаки, рыбы, птицы, быка. Более многообразны геометрические узоры: кружок с семиконечной звездой, шестилепестковая розетка, кресты, солярный знак вечного движения и др.

Исследование материала позволило выявить и установить закономерность, которой подчиняется графический декор колхидско-кобанских топоров, имеющий характер определенной системы, так же как и принцип композиционного распределения составляющих его частей.

Прежде всего следует отметить, что главный элемент декора помещается на лопастях топора, остальные же занимают подчиненное ему положение. По тому, как распределен главный элемент, выделяется два варианта декоративной системы: первый вариант, в котором главный элемент спарен и симметрично, геральдически расположен на обоих плоскостях лопасти (рис. 1), и второй вариант, в котором главный элемент один и расположен на всей поверхности топора (рис. 2).

Обычно на лопасти с обеих сторон изображено одно и то же животное в профиль (когда изображается олень, лишь рога переданы в фас) или же одинаковый геометрический узор, чем и создается геральдическая симметрия. Тем самым декор приобретает упорядоченный характер, иногда этот порядок нарушен, и в таких случаях на одной плоскости лопасти всегда изображена собака, на другой же — лошадь, змея, мальтийский крест и солярный знак (рис. 3).

В большинстве случаев талию топора охватывает широкий геометрический узор — пояс, разделяющий декоративное убранство на две части; кроме того, этот пояс вместе с боковыми краями и краем лезвия создает определенное обрамление для изображения, нанесенного на лопасти.

Топоры, на лопастях которых помещены изображения оленей, иногда не имеют поясов. В таких случаях впечатление опоясывающего орнамен-та создают переходящие на лобную плоскость топора кончики оленьих рогов, образующие три подобных ряда (рис. 4).

На памятниках художественных ремесел — топорах, копьях, кинжалах, булавах, пряжках, фибулах и других — животные всегда переданы в движении, иногда голова повернута назад, живот сильно утончен, круп приподнят, передние конечности развернуты внутрь, лапы в виде треугольных копыт или плавников. Стилизация настолько значительна, что иногда невозможно определить, какое животное хотел изобразить мастер.