Рейтинг@Mail.ru

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей

Древние культуры Кавказа и причерноморских степей 2018-04-05T14:07:59+00:00

Втульчатые топоры с круглым отверстием для рукояти и оттянутым вниз лезвием, аналогичный экземпляр которых происходит с той же территории (пос. Дагестанские Огни) 34 не имеют на Кавказе точных параллелей (рис. 3, 18).

Булавки представляют собой стержни круглого сечения с отверстием выше его середины с двумя типами головок: изогнутый и прямой. По своей конструкции они в целом отличаются от булавок эпохи средней бронзы Северного Кавказа, но могут быть сопоставлены в какой-то степени с посоховидными булавками северокавказской культуры. Специфичным для данной коллекции является также тип якоревидных подвесок с длинным стержнем, орнаментированных шнуровым узором и спиралями (рис. 3, 12).

Браслеты, круглые в сечении, с утолщениями на концах и середине, также не имеют точных аналогов в памятниках эпохи бронзы Северного

Кавказа (рис, 3, 8а, 9), Своеобразны и пронизи-трубочки треугольного сечения, украшенные литыми змейками (рис. 3, 8).

Другая группа предметов, включающая ножи простых форм с черенком и листовидным пером, долота с коваными втулками и с сомкнутыми краями, сравнительно короткие тесла, четырехгранные шилья, медальоны с литым орнаментом в виде шнура, спиралей, зигзагов, манжетовидные пронизи-трубочки, спиральные пронизи, подвески в полтора оборота, широко известна в бронзовом веке на всем Кавказе, в особенности на Северном Кавказе, а также в предкавказских степях.

Состав металла велнкентской коллекции изучен С. Н. Кореневским на основе 195 химических анализов35. Подавляющее большинство предметов отлито из довольно однородного по геохимическим примесям медного сырья с незначительным присутствием мышьяка — в основном от 0,1 до 5%, а главным образом от 0,1 до 1%, что, как уже отмечалось, весьма характерно для Дагестана. Отдельные браслеты изготовлены из серебра или с добавлением к меди серебра более 30%. Выделяется группа предметов с лигатурой олова в концентрациях от 1 до 10%, которые нельзя считать импортами из какого-либо другого района Кавказа, так как из этого металла отливались украшения, свойственные именно для данного очага (булавка, браслеты). Очевидно, оловянистая бронза была распространена в рассматриваемое время не только в Закавказье, где она широко представлена в алазано-беденской36 и триалетской культурах 37 но и, как свидетельствуют данные анализов велнкентской коллекции, на Северном Кавказе.

Вся коллекция великентских бронз обладает определенным внутренним производственным единством, выражающимся в тенденции отливать крупные украшения, в одинаковых мотивах орнамента, стандартизации размеров орудий и украшений, дополненных типологическим своеобразием. Она отличается от металла гинчинской культуры не только в типологическом отношении, но в определенной степени и по составу содержащихся в металле микропримесей 38.

Другие выделяемые в Дагестане культурные комплексы эпохи средней бронзы пока что не могут быть охарактеризованы как самостоятельные очаги металлообработки ввиду ограниченности имеющихся в нашем распоряжении материалов.

Заканчивая на этом характеристику основных очагов металлообработки эпохи ранней и средней бронзы в Дагестане, следует подчеркнуть, что если в эпоху ранней бронзы он больше тяготел к закавказскому горно-металлургическому центру, то в эпоху средней бронзы наблюдается его определенная переориентация на северокавказский горно-металлургический центр. Изменение характера металлообработки в Дагестане на рубеже эпох ранней и средней бронзы (появление разнообразных многокомпонентных сплавов, в особенности оловянистой бронзы, новых типов изделий, имеющих северокавказский облик, сложение новых очагов металлообработки и т. п.) является одним из проявлений больших культурно-исторических перемен, происходивших в это время на всем Кавказе и выразившихся в закате куро-аракской и майкопской культур и сложении новых культур эпохи средней бронзы с яркими признаками иных культурных традиций.