Рейтинг@Mail.ru

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов 2018-04-05T13:44:06+00:00

Говоря о солидарности членов «братств», Лонгворт распространяет ее и на универсальную традицию горцев Кавказа — гостеприимство. Он называет ее неправдоподобно романтичной, широко развитой во всех социальных слоях общества, не знающей национальных различии, бесконечно щедрой и прекрасной своей патриархальностью. Испытав гостеприимство Ислама-Гери из Пшата, цемезцев Шамиза и Касима, уроженцев ущелья Човаллос Джефса и Зефир-бея, жителей селений над крепостью Геленджик, Лонгворт восторженно восклицает: «Дух гостеприимства, царящий на этих празднествах, не эгоистичен и не исключителен; он свободен, сердечен, дружествен, неограничен и открыт, как день».

Очаровывает путешественника и то почтение, какое оказывается адыгами возрасту. Уважение к нему он называет добродетелью, устаревшей в Европе, слишком примитивной для богатых и неприемлемой в отношениях «суетливых» предпринимателей.

Внимательное, аналитическое прочтение книги Лонгворта приводит к пониманию того, что автор объективно выдвинул концепцию представлений адыгов XIX века о проблемах войны и мира. Рассуждения и поведение шапсугов, натухайцев и абадзехов, с которыми судьба сводила английского журналиста, эпос, исторические и героические песни — все говорит в пользу того, что для адыгских народов даже при их военном образе жизни отнюдь не был свойствен инстинкт агрессин, а в конфликтах и войнах участвовало далеко не все население. Вряд ли кто может отрицать, что агрессивность никогда не была универсальным явлением: и в прошлом, и в настоящем для воина характерно прежде всего чувство защиты своей земли, а отнюдь не агрессивное чувство. Географическое положение Северного Кавказа как моста между Европой и Алкеи вынуждало адыгов быть начеку по отношению к своим недругам.

Лонгворт неоднократно замечает, что весь уклад жизни адыгов, начиная с воспитания и традиционных праздников и заканчивая безболезненной сменой места жительства, пронизан военным бытом. Английский гость восхищается верховой ездой адыгской молодежи, меткой стрельбой из разных положений и видов оружия, мастерским владением кинжалом. Такое состояние быта (постоянная готовность к бою, мобильность, умеренность и неприхотливость в пище, развитое чувство солидарности и долга, наличие разведки, охрана территории) вело, конечно, к милитаризации, к возникновению специфических комплексов духовных представлений, способствующих воинственности. С другой стороны, воспитание у адыгов строилось на взаимопонимании, привитии молодежи открытости, дружелюбия, уважения к людям, особенно к старшим по возрасту. Многовековой совместной жизнью было создано богатство, не сравнимое ни с какими материальными ценностями, экономическим процветанием и роскошью нных стран,- умение находить общий язык. Исторически складывалось так, что люди на земле Кавказа жили, в общем-то, мирно, создавая близкую друг другу культуру и осмысливая ответственность перед будущими поколениями. Благодаря этому был выработан комплекс средств предотвращения или прекращения возникающих противоречий, конфликтов и даже войн. Такими средствами, выработанными многими поколениями, вплоть до новейшего времени пользовались бесписьменные народы не только Северного Кавказа, но и других частей света. В период военной демократии, когда отсутствовала государственность, наиболее характерным подобным средством являлось заключение военных и политических союзов, зачастую на основе этногенетического и генеалогического родства. И даже тогда, когда соседние племена и народы не обладали общими компонентами этногенеза, между ними действовали законы родственной солидарности и взаимопомощи в периоды экстремальных ситуаций, стихийных бедствии и эпидемий. Формы родственных связей расширялись через родство по браку, индивидуальное и коллективное побратимство, аталычество.

Целям установления и поддержания мира способствовали также развитие торговли, открытие пограничных рынков, дарообмен. Не последнюю роль при заключении мира играли авторитетные послы, посредники-медкаторы, влиятельные и народе лица, священнослужители, поэты.