Рейтинг@Mail.ru

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов 2018-04-05T13:44:06+00:00

Как перечисленные, так и не упомянутые здесь средства умиротворения традиционно рассматривались как единый взаимосвязанный комплекс действий по предотвращению войн и конфликтов. Возникнув в древности, подобные этнические традиции переходили из поколения в поколение и оказывали безусловное влияние и на поведение индивидов, и на степень воинственности общества. Кроме того, хотя многие из этих установок не исключали мотивов соперничества, личной славы и успеха, именно быт, сформировавшийся в тех условиях, традиции и система воспитания развивали нравственные качества подрастающего поколения, создавая знаменитый «кодекс чести». Народная педагогика формировала молодежь на основе выработки поведенческого чутья, повышенного внимания как своим собственным моральным оценкам, так и общественному мнению. Как видно из портретных зарисовок и описании церемониальных действий адыгов, предлагаемых Лонгвортом, одной из главных целей этикета являлась символика поведения, определяющая возможности общения, совместных действий, проживания на одной территории, взаимопонимания, утверждения общественной устойчивости. Через знаковую систему этикета происходила социализация наших предков, она способствовала развитию и процветанию этносов.

Кое-кто, конечно, может обвинить меня в идеализации патриархальной старины, приведя множество примеров межнациональных конфликтов и розни, суеты и бездуховности наших современников. Да, действительно, на каком-то этапе истории мы быстро потеряли духовное богатство, накапливаемое многими поколениями наших народов, и я не случайно останавливаюсь на северокавказской концепции проблем войны и мира, затронутой Лонгвортом сто шестьдесят лет назад, ведь именно наше время характеризуется попытками внедрения в жизнь не до конца продуманных мировоззренческих моделей, всплеском социальных катаклизмов, межэтнических конфликтов и войн. В истории человеческого общества конец любого века, как правило, является пограничным периодом, а отдельные столетия — четвертое, шестнадцатое, девятнадцатое — были ознаменованы сменой систем. Естественно, что в годы реформ и переходные периоды истории большое внимание уделяется вопросам, способным вызвать бурю,- таким, как Кавказская воина, образование колхозов, репрессии сталинских времен, выселение народов в Среднюю Азию и Казахстан. При этом часто не учитывают того факта, что «коллективные идеи», опирающиеся на этническую психологию, в сложные периоды истории провоцируют страсти толпы, создавая специфические стереотипы поведения, которые под благородными внешне вывесками ведут к разжиганию межнациональной розни. Вспомним историю панславянизма конца XVIII — первой половины XIX века на Балканах, которым начинался с лозунгов возрождения иллирийской культуры, а привел к националистическим претензиям на земли Европы и Азии. Его апологеты заявляли, что славяне напоминают гиганта, который головой упирается в Атлантический океан, а ногами — в Тихий. В конце XIX века родился еще один монстр — пангерманизм, принесший миру самую трагичную из войн, крайний национализм, шовинизм, расизм.

Национальные реформы в нашей стране во второй половине 80-х годов также начинались с лозунгов о возрождении культуры, языков, традиций, а продолжились агрессивными действиями неформальных организаций, идеями суверенитетов и т. п. В силу этого сегодня снова становится актуальной старая, как мир, проблема — проблема выработки культуры общения, соответствующей времени и способной разрешить существующие противоречия на достойном человека нравственном уровне. Поиски понимания генетических корней этом проблемы будут так или иначе вести к изучению механизмов поддержания мира в прошлом, к историческому опыту предшествующих поколений, к изучению свидетельств, подобных книге Лонгворта «Год среди черкесов».

Ахмат Мусукаев


ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Биографическими данными о Дж. А. Лонгворте мы не располагаем. О себе он говорит, что Черкесию прибыл как корреспондент лондонского журнала «Таймс».