Рейтинг@Mail.ru

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов 2018-04-05T13:44:06+00:00

Составляя таким образом одну семью, члены общества обязаны оказывать друг другу помощь и поддержку, и если кого-нибудь из их общества убивают, то они требуют удовлетворения от племени убийцы, каждый представитель которого не меньше, чем сам преступник, становится ответственным та это убийство, и, пока удовлетворение не дано, два общества враждуют между собой. Штраф за убийство составляет 200 быков за мужчину и 100 быков за женщину. Каждое общество, навлекшее на себя ответственность своими преступлениями, настаивает на исключительном праве самому наказывать преступных членов своего общества. Каким бы ни было преступление — убийство, кража, похищение людей и т. д., в котором они обвиняются, штраф накладывается на всех членов, и претензии рассматриваются судом из 12 человек — по 6 от каждого из спорящих обществ; приговор ими должен быть вынесен единогласно. Назначенный штраф не выплачивается самим преступником и не принимается оскорбленной стороной; он собирается и распределяется каждым из двух обществ.

Действие этих законов всегда бывает благотворным как с точки зрения предотвращения преступлений, так и их искупления. Совершая преступление, каждый осознает, что выступает не только против тех, кого он обижает, но и против собственного общества, которое вовлекается в последствия преступления, и только перед ним он несет ответственность. С другой стороны, месть устраняется мыслью о том, что она лишает все общество права требовать возмещения, взыскание которого более эффективно соответствует его целям, обрушивая на голову виновника раздражение всего его племени. Принцип здесь тот же, что и в законодательстве цивилизованных государств, которое делает каждого человека ответственным за свои преступления перед обществом вообще, но оно должно быть более эффективным там, где все члены данного общества являются братьями, интересы которых прямо нарушаются преступлением одного из них.

Возмещение ошибки одного человека всем обществом, к которому он принадлежит, оказывает достаточно ощутимое влияние на национальный характер; мотивы, которые заставляют их добиваться этого возмещения, основаны скорее на имущественных интересах, чем на эмоциях. Правда, до тех нор, пока удовлетворение не дано и враждующие стороны не успокоились, два племени пребывают во вражде, и если кто-нибудь из членов этих племен попадется внутри территории враждебного племени, то он должен быть готов принять на себя мщение и убийство противника, однако такая короткая расправа не может удовлетворить его собственное общество, поскольку из-за этого оно может потерять право требовать компенсации и ему останется только этим и утешиться, не добиваясь возмещения. Поэтому весьма любопытно наблюдать, как тщательно члены враждующих обществ избегают встреч между собой. Предосторожности и увертки, к которым они прибегают с этой целью и которые могут в частной ссоре считаться трусливыми, становятся политичными и рекомендуемыми, когда речь идет об интересах общества.

Припоминаю один случай, имевший место па свадьбе, где я был в компании с Шимаф-беем. По прибытии на место мы были встречены человеком, который предупредил его о присутствии его врага. Вследствие этого предупреждения он попросил у нас извинения и остался сзади. Его враг из другого племени, извещенный об этом обстоятельстве, из вежливости перед нами и уважения к званию князя (несмотря на что он мог при встрече застрелить его) удалился. Также часто случалось, что мы путешествовали вместе с личностями, которые, получив известие о том, что люди, с которыми они враждуют, прошли по этой же дороге, делали круг, чтобы избежать встречи с ними.