Рейтинг@Mail.ru

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов 2018-04-05T13:44:06+00:00

Насколько я мог убедиться, все женщины в Черкесии рассматриваются в имущественном плане. Какого бы сословия они ни были — для домашнего ли использования или для вывоза за границу, они всегда являются объектом торговли; повсюду они являются также причиной войн — главной причиной войн. Ни одна женщина в Черкесии не свободна в своих действиях и не госпожа сама себе; она — имущество либо отца, либо мужа, и по их смерти она переходит во владение их племени, которое выдает ее замуж за кого оно пожелает. Правда, знатный или свободный человек может продать свою дочь только лицу своего ранга в Черкесии, но вне страны — кому хочет. Никогда не оспаривается, хотя и считается позорным для узденя или даже свободного человека приличного состояния, право продавать своих детей работорговцам. Большая часть женщин, продаваемых за границу, принадлежит к четвертому, или рабскому, сословию, которое, как я уже упоминал, сформировалось из военноплеиных.

Теперь эти рабы, слуги, или вассалы (в английском языке нет слова для обозначения их положения, и в обычном их применении ни одно из них не будет достаточно точным), имеют право на половину результатов своего труда, будь то в сельском хозяйстве, скотоводстве или домашнем производстве, и среди прочей продукции, конечно же,- их дети. В случае продажи их отец делит доход со своим ГОСПОДИНОМ, ИЛИ, если пожелает, может запретить их продажу; в данном случае необходимо согласие обеих сторон. Я знаю много случаев, когда слуга отказывался отдать своего ребенка па каких бы то ни было условиях, кроме тех, которые выдвигались его женой. Обычно девочки продаются работорговцам по собственному их желанию, из-за их честолюбивых устремлений, поскольку они обычно имеют в виду перспективу попасть в лучшие гаремы Турции. Их взгляды в этом отношении полностью совпадают со взглядами наших молодых леди, которые уплывают из Англии в Индию, однако их место назначения оказывается не столь отдалённым, поскольку через несколько дней плавания их продают; такое их намерение вообще не означает долговременной их разлуки с друзьями, напротив, это дает им возможность часто оказывать нм услуги.

Некий англичанин, пожелавший эмансипировать одну из таких красавиц и взять ее с собой в Англию, потерпел неудачу в своей попытке, хотя он и назначал за нее трижды умеренную цену: ее друзья боялись, что при ее отъезде в Англию они потеряют возможность общаться с нею и она будет совершенно потеряна для них. Другой причиной отправки черкесами своих детей в Турцию является вера в то, что они получат там высшее образование и религиозное обучение. Условия их жизни, конечно же, значительно улучшаются, и этот переезд, освободив их из рабского со-стояния, открывает им единственный шанс на свободу, которую может им обеспечить выход замуж в Турции, но только не в Черкесии. (По Корану, каждая замужняя женщина свободна; она может иметь собственное имущество, иметь свои права и привилегии и может вести дела своего мужа в суде. Каждая рабыня, став матерью, получает те же самые права.)

Однако свобода — это не самое важное для них: относительный комфорт, пышность и знатность, которые ожидают их в Константинополе, являются теми предметами, которые возбуждают их представление о будущем и примиряют их с эмиграцией, когда они достигают желаемого. Мы никогда не слышали ни об одной из них, хотя многие из них и свободны в выборе места жительства, чтобы они вернулись в свои родные горы. Тоска по родине беспокоит их не больше, чем сельскую девчонку, ставшую прекрасной знатной дамой, которая, каковы бы ни были ее воспоминания о ее сыроварке и прялке, никогда не помышляет о том, чтобы вернуться к ним. Я хотел бы упомянуть здесь, что одним из величайших положительных качеств черкесской красавицы на базаре в Константинополе является ее умение вести домашнее хозяйство, за что она высоко ценится на своей родине, и которое, будучи украшено еще и изяществом и достоинствами турецкой ханум, делает ее более желанным приобретением, чем томная и ленивая грузинка. По прибытии в Константинополь прекрасные черкешенки па два-три года помещаются в заведение, возглавляемое опытными матронами; эти заведения во многом сходны с нашими высшими школами. Их образование там соответствует манерам и этикету, столь строго соблюдаемым в турецком гареме, и часто включает в себя умение читать и писать и знание арабской и персидской литературы.