Рейтинг@Mail.ru

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов

Дж. А. Лонгворт. Год среди черкесов 2018-04-05T13:44:06+00:00

Затем одной из основных мер, принимаемых для сохранения воинского духа, столь существенного для их существования как нации, является, на мой взгляд, стремление отклонить моральное воздействие слабого пола. Действительно, в связи с систематическими предосторожностями против этого, почти вероятно, что если бы эта железная раса сохранилась без такого вмешательства, она вполне могла бы обойтись без оного. Как и древние спартанцы, черкесы посещают своих жен только тайком, и в результате этих тайных свиданий для его детей получается то, что ему запрещено малейшее проявление нежности к ним. Черкесские институты действительно можно сравнить со спартанскими. У последних та же цель достигалась различными мерами. Чтобы не допустить изнеженности мужчин, женщины сами отказывались от половых сношений с ними и становились сварливыми бабами. Ликург пытался реформировать это злоупотребление, по безуспешно. Если бы он жил в наше время, он нашел бы свою систему активно действующей на Кавказе. Во времена рыцарей воинственный дух воспитывался таким же пожертвованием женскими качествами со стороны того пола, который был назначен третейским судьей в кровавых спорах тех, кто их домогался.) Его сыновья в раннем возрасте отлучаются от родительского дома и передаются приемному отцу, или аталуку (аталыку.- В. Л.), чтобы родительская снисходительность не смешивалась с суровостью воспитания. Но, будучи, возможно, важной целью такого учреждения, отважность не является един-ственным результатом этой науки. Я неоднократно бывал свидетелем сильнейшего общественного чувства, которое объединяет черкесов в одну семью. Нельзя ли достичь этого же ценой домашних привязанностей? Заключенные в узком кругу, не могут ли они распространиться и быть усвоенными в более широкой и возвышенной сфере?

Для подтверждения того, что они руководствуются подобным принципом, я должен добавить, что сдержанность в отношениях между мужчиной и женщиной является полной противоположностью их неограниченной свободе поведения до вступления в брак. Когда женщина становится исключительным владением своего мужа, долг требует, чтобы они тщательно скрывались от посторонних глаз и точно соблюдали правила поведения, поскольку его честь может быть скомпрометирована самой незначительной их неосторожностью. До тех пор, пока такое свойство существует, уважение, которое они научены оказывать другому полу вообще, делает их терпимыми к привилегиям, не согласующимся с нашими представлениями о пристойности. С другой стороны, мужчина оказывается в какой-то мере смягченным этой почтительностью, и их обращение с женщинами, как бы оно ии казалось нам грубым и авторитарным, не мешает им проявлять, пусть и грубоватые, попытки к галантности, придавая их манерам привкус — хотя и слабый — века рыцарства. У их молодых людей в обычае во время празднеств, выпив за здоровье своих возлюбленных чашу бузы, стрелять из пистолетов и ружей. Этот вызов немедленно принимается всеми теми, кто имеет запас пороха, сегодня довольно скудный, чтобы подтвердить таким же способом превосходство прелестей их собственных возлюблеиных.

В подобных случаях теми, кто стремится получить приз на скачках из рук какой-нибудь прекрасной дамы — «центра внимания соседних глаз», затевается состязание за то, чтобы получить футляр для пистолета или шарф, изготовленный ее собственными изящными пальчиками. Последний, к сожалению, в нынешние трудные времена, навязанные русской войной, очень часто представляет из себя лишь лоскут красного ситца, который тот, кто получает его первым, уносит с собой развевающимся на ветру, поскольку он стремится на полной скорости и применяя все свое искусство верховой езды уйти от преследования других кавалеров. Тот, кто догонит его, в свою очередь становится носителем этого трофея, а тот, кто овладеет им последним, становится его счастливым обладателем.