Рейтинг@Mail.ru

Эдмонд Спенсер. Путешествия в Черкесию

Эдмонд Спенсер. Путешествия в Черкесию 2018-04-05T13:43:09+00:00

Я получил удовольствие от свежести черкесских мелодий; и музыка, если сравнить ее с татарской или турецкой, является достаточно гармоничной. Их карира, песня лодочников, исполняемая всем населением, является восхитительной; также марш, исполняемый на свирели; но их самыми любимыми являются военные, песни, обычно исполняемые хором во время похода, когда леса и горы отражают маршевую мелодию, и энтузиазм народа возбуждается до степени, какую можно найти только в восточной стране. Их песни обычно связаны с победами, одержанными и над казаками или над ненавистной Москвой, или являются выражением воодушевленного призыва к битве. Но, так как описание их может слабо донести только идею произведения, я приведу несколько самых популярных мелодий для вашего увеселения.

Слушай, о слушай! Дудка и барабан, Вперед, казаки идут. Звук военного крика, меч и копье 2 р.

Светятся в воздухе, вперед, вперед! Поднимай, поднимай, знамя высокое! Вооружайся! Вооружайтесь все, Аттехей! Охраняй равнину, охраняй долину!

Очаг и дом, прощай, прощай!

Мы будем отважны в военной борьбе, Мы будем счастливы рискнуть жизнью Смерть или свобода — вот наш зов! Победи день или благородно умри!

Кто бы побежал, когда опасность зовет? Сердца свободных людей — это стены свободы Небеса принимают только храброго —

Ангелы охраняют могилу патриота!

Бьется ли здесь сердце предателя,

Обманываемое коварным московским искусством? Который свою страну за золото бы продал? Пусть умрет или бездетным живет!

Слушай! О, слушай! Орудия ревут!

Враг встречает врага, умирать, чтобы больше не расстаться Вы, рабы, бойтесь взгляда свободных людей,

Победа наша! — Вперед! Вперед!

Однако, именно композиции импровизаторов, в которых они проявляли очень буйную фантазию и теплоту чувства, очень заинтересовали меня. Темы были всегда очень романтичны, и живая манера, в которой их импровизированные слова воспринимаются народом, доказывала, что их темперамент образный и поэтический; и показывала, что какими бы необразованными они ни были, они восприимчивы не только к героическому, но и к возвышенному чувству.

Эти странствующие барды занимают высокое положение в обществе: каждый дом по всей стране открыт, чтобы принять их. Их нежные мелодии подбадривают любой праздничный стол; их военные песни воодушевляют героя и в лагере, и на поле боя; исполняя свои легендарные баллады, они увековечивают историю страны с незапамятных времен; и, связывая мимолетные события дня, не только воспевают подвиги храброго, упрекают предателя и труса, разоблачают преступления того, кто нарушает законы общества, но доносят до удаленных племен известия, которые иначе никогда невозможно было бы передать в стране без литературы или любого другого средства сообщения, всеобщего для цивилизованных стран.

Нельзя, поэтому, удивляться тому, что к этим странствующим поэтам везде относятся с величайшим интересом и благоговением. Это чувство является настолько всеобщим, что,

прибегая в одну из деревушек, я часто видел жителей, спорящих с добродушной энергией о том, кто окажет любимцу гостеприимство; и горе тому, кто будет насмехаться или плохо обращаться с беззащитным слепым музыкантом. Исключительно величайшим наслаждением черкеса является слушание в течение часов, во время зимних вечеров, сказок или песен.

Я пытался переложить с помощью моего слуги Натана одну или две из этих мелодий на стихи, которые распевались в честь моего кунака, по прибытии в дом Демиргойского вождя.

О приди, гордый странник, с кровавого поля битвы! Гости созваны, пир ждет;

Пусть соплеменники освободят тебя от шлема и щита, Ибо прошлое — опасность, и прошлое — ужас.

Кубок вина выпит залпом; и песня барда

11 мелодия менестреля, звучащая через горы;  Так как похвала и слава являются наградой героя,

Который рискует своей жизнью, когда Аттехей зовет.

После долгого вступления на своей лире он возобновил в более меланхолическом ключе мелодию, связанную со смертью юного Хапсоухи (шапсугского—Н. Н.) князя и его красивой невесты, которые пали в бою, борясь плечом к плечу, за несколько месяцев до этого, когда князь вместе со своей дружиной защищал опасное ущелье от русских, в окрестностях Геленджика.