Рейтинг@Mail.ru

Эдмонд Спенсер. Путешествия в Черкесию

Эдмонд Спенсер. Путешествия в Черкесию 2018-04-05T13:43:09+00:00

К счастью для человечества, эта практика сейчас почти исчезла: этому они были обязаны объединению племен; и также тому обстоятельству, что русский флаг, развевающийся на Черном море, прекратил все виды торговли с их соседями.

Казалось бы, кавказские князьки вполне осознают преимущества сильных семейных связей, как и их собратья в Европе; следовательно, они предпочитают отдавать их дочерей замуж скорее благородным или влиятельным вождям местных племен, чем иностранцам. Возможно, ни один народ не желает более, чем черкес, сохранить свой род чистым и незамутненным, особенно их князья. Поэтому при выборе жены большее внимание уделяется красоте форм и фигуры, чем образованию; количество мелкого и крупного рогатого скота, которое дается отцу при покупке его дочери, варьируется в зависимости от ее привлекательности.

Действительно, черкес истинно адыгской породы редко берет жену среди народа любого племени Кавказа, который не имеет такую же родословную, как он сам; но он не столь консервативен в отношении своей дочери, которую он передаст самому высокопоставленному покупателю, или турку, или ногайскому татарину, или даже калмыку. Предпочтение, однако, я верю, всегда оказывается адыгу. Хотя этот народ измеряет ценность женщины в коровах, все же они не думают, что необходимо дословно придерживаться оплаты этими полезными животными, но меняют приданое в зависимости от их собственных потребностей и склонностей. Если отецвоин, вероятно, он примет вместо своего ребенка костюм персидского воина, оружие и т. д., или, возможно, он может предпочесть определенное число лошадей или овец, или личных слуг сватающегося человека на год или два на свою ферму.

В настоящее время, вследствие ограниченной торговли между жителями Кавказа и их старыми друзьями, турками и персами, цена женщин значительно упала; те родители, у которых полный дом девочек, оплакивают это с таким же отчаянием, как купец грустит об оптовом магазине, полном непроданных товаров. С другой стороны, бедный черкес ободряется этим состоянием дела, так как вместо того, чтобы отдать весь свой труд в течение многих лет или отказаться от большей части своего крупного и мелкого рогатого скота, он может теперь получить жену на очень легких условиях — ценность прекрасного товара падает от огромной цены сотен коров до двадцати или тридцати.

Когда возлюбленный, которого приняли, выполнил свои обязательства или дал залог, организаторы готовятся к свадьбе; девушку наряжают во все самое нарядное и полностью покрывают длинным белым покрывалом, которое, среди богатых, украшается цветочным узором из золота или серебра.

Друг жениха выполняет обязанности шафера и скачет вместе с девушкой к дому тех родственников, где празднуется свадьба.

По прибытии на место назначения невесту встречает хозяйка дома со всей торжественностью, соблюдаемой в таком важном случае. Ее затем проводят в комнату, предназначенную для счастливой пары, где оставляют одну, со связкой сосновых факелов или с горящим огнем; подбрасывать сосновые ветки так же, как и сохранить пламя до прибытия суженого, является ее необходимым долгом. Это делается, чтобы предотвратить вход любого сверхъестественного врага, который мог бы увлечь ее с собой.

Мы не должны, однако, забывать упоминание о том, что пожилая хозяйка, которая обычно исполняет обязанности в подобных случаях, после входа невесты совершает мистическую церемонию обхождения три раза вокруг брачного ложа, повторяя слова заклинаний по-арабски, начиная от головы и заканчивая ногами; после этого она ставит три глиняных котелка, наполненных пшеницей, у головы, ног и в стороне; в каждом из них она оставляет горящую лампу. В счастливый момент, прибыв в полночь, жених седлает своего коня, ищет своего друга, который в это время скрывается в близлежащем лесу.