Рейтинг@Mail.ru

Эдмонд Спенсер. Путешествия в Черкесию

Эдмонд Спенсер. Путешествия в Черкесию 2018-04-05T13:43:09+00:00

Этот карающий суд также эффективно предотвращал многие кровопролитные стычки между соседними племенами; хотя каждую сторону можно увидеть в боевом порядке, проявляющей признаки раздраженного чувства, даже их разногласия все же почти всегда в настоящее время решаются по-дружески, так как каждая сторона боится дойти до крайности, хорошо зная бесконечные тяжбы, которые последовали бы, так как друзья умершего или раненого никогда не устанут предъявлять свои претензии ассамблее князей и старейшин, которые принуждают к возмещению любого совершенного оскорбления.

У черкесов, как и у древних спартанцев, вор, который владеет своей профессией с ловкостью, возбуждает всеобщее восхищение и нельзя оскорбить человека более, чем сказать ему, что он не знает, как украсть быка.

Тем не менее, непроворный человек в случае обнаружения не только приговаривается к возмещению украденных вещей, но к девятикратному штрафу. Фактически, эти люди очень умные воры и ничто не может защитить иностранца от ловкости их рук, если бы не уважение, которое они оказывают по праву гостеприимства; однако, как бы ни был черкес сильно подвержен этому пороку — здесь считаемому добродетелью — с того момента, как путешественник вступил в их дом и преломил вместе с ним хлеб, он будет защищать личность и имущество иностранца даже ценой собственной жизни.

Скромность обычно не единственная черта черкеса, так как он никогда не упускает возможность получить выгоду, что-то выпросив, и путешественник, круг друзей которого широк, имеет шанс лишиться любой вещи, которой он обладает. Я нашел себя атакованным сотнями кузин и близких родственников моего кунака, которые проявляли ко мне величайшую дружбу и которым, по этикету, следовало подарить несколько пустяковых подарков на память, но так как иностранец имеет право на взаимный подарок, он может избавиться от их назойливости, восхищаясь какой-либо ценной вещью, принадлежащей   им,   которая,    согласно   черкесским   правилам   поведения,   является равноценной, чтобы попросить ее.

Образование молодежи Черкесии напоминает нам героическую эпоху бессмертной Греции, так как редко, очень редко, мальчик воспитывается под родительским кровом. Когда он рождается, ему дарят лук и колчан со стрелами, как символы его будущего предназначения; и амулет окружает некоторую часть его тела, для того, чтобы обезопасить его от колдовства и злого глаза. После первых лет беспомощного детства его забирают от матери и передают заботе воина, известного своим воинским мастерством, который теперь выполняет перед мальчиком долг родителей, нося имя аталыка (приемного отца); и, во время всего времени мальчик остается под его контролем; ему никогда не разрешается посещать своих родителей, чтобы он не избаловался бы потаканием или не расслабился под воздействием чрезмерной любви.

Т. к. черкесы совершенно не знают письменности, их образование ограничивается любыми видами гимнастических упражнений, которые могут способствовать силе и ловкости тела. Он обучается, кроме верховой езды и плавания, самому испытанному методу использования каждого военного оружия; он также изучает красноречие, которым он может отличиться как оратор на народных ассамблеях страны; и, чтобы завершить свое образование, он обучается искусству воровства.

Когда юноша считается достигнувшим достаточной сноровки в своих занятиях, его проводят в дом его родителей с почетом и устраивают прекрасный пир. Приглашают друзей и родственников, юноша демонстрирует свои навыки; его аталык награждается не только словами, но более существенными подношениями благодарности и с тех пор пользуется самым высоким расположением в семье. Взаимная привязанность существует между ним и его учеником всю жизнь, так что юный черкес, можно сказать, вдвойне охраняется родительской заботой.