Рейтинг@Mail.ru

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА 2018-04-05T14:03:15+00:00

Восстание 1825—1826 годов ознаменовалось коренными изменениями самого характера борьбы со стороны чеченцев. С военной точки зрения операции, даже неудачные, теперь проводятся крупными соединениями, выполняющими приказы единого командования. Осуществляет его Бейбулат Таймазов, причем российские офицеры не могут не признать его талантов тактика. Но кроме того, русские отмечают появление в ставке Таймазова влиятельных религиозных руководителей, чье присутствие придает войне новый смысл: чеченцы дерутся не только за свои сакли или аулы, они защищают веру и воюют во имя Господа. Такова их концепция общества, общины, государства, жизни и смерти. Их борьба выходит далеко за рамки простого сопротивления чужеземным захватчикам, и это надолго придаст ей особую специфику.

Другие регионы Кавказа часто оказывают не менее жестокое сопротивление. Эти восстания могут длиться месяцами, иногда годами. Но ни по своему постоянству, ни по накалу страстей такая реакция на имперскую политику России несопоставима с войной, развязанной чеченцами.

Русские испытывают неприятное удивление. В течение длительного времени они считали, что Чечня, относительно недавно принявшая ислам, не представляет серьезной опасности с точки зрения религиозного радикализма.

В частности, генерал Греков, убитый во время памятной встречи с поселенцами из Герзеля, неоднократно убеждал в этом Ермолова. К моменту его гибели уже тлеет запал, от которого суждено было вспыхнуть священной войне — газавату.

Внезапно появившееся течение уходит корнями в суфизм, одну из древних мистических школ ислама. Суфизм ставит своей задачей заполнить пустоту между божественной сущностью и земной реальностью, возникшую после смерти Магомета, последнего пророка ислама. Его последователи вдохновляются стремлением «преодолеть пропасть между человеческим существованием и божественностью и прийти к единению с Господом, следуя по пути исключительного благочестия», «обрести спасение, ощутив Божественную Реальность»38. У истоков учения стояли философы и мистики, постепенно оно получило распространение во всем мусульманском мире и нашло воплощение в институте суфийских тарикатов* (Буквально — «путь», дорога, ведущая к познанию Всевышнего.), в духовных братствах, которые, впрочем, весьма приблизительно, можно сравнить с монашескими орденами католической церкви39. Каждое из них состоит из цепочки духовных наставников, чьи наставления восходят к учению пророка; так же из одного источника берут начало несколько рек. Своим священным характером эти наставления безусловно обязаны именно такой прямой, пусть и удаленной, преемственности; каждый учитель имеет возможность развить содержание наставлений и дать им свое толкование. Так, с течением веков тарикаты претерпели различную эволюцию, вырабатывая мало-помалу на основе своих учений и принципов специфические доктрины, воспринимаемые последователями как священные.

В первой четверти XIX века на Кавказе успешно раз-вивается тарикат Накшбанди. Он обязан своим именем учителю Баха аддину Накшбанду, теологу XIV века, уроженцу Бухары, одного из центров ислама в Средней Азии. Последователи Накшбанди исповедовали особый созерцательный метод, зикр, которому, как они уверяли, пророк научил одного из своих спутников во время хиджры. Существует несколько форм зикра (тихий или сопровождаемый песнями и танцами), и он позволяет правоверному приблизиться к Богу в соответствии с учениями учителей-суфиев, выполняя определенные священные обряды, разработанные в братстве: постоянное поминание присутствия Бога, строгое сосредоточение, размеренное дыхание, одиночество в толпе и так далее. Повторяя различные имена Бога и ритуальные фразы, верующий сосредотачивается на пути к Божественному миру и отрешается от земных случайностей. Абсолютной необходимостью как для скромного правоверного, так и для мистического мудреца считается безусловное подчинение законам шариата* — ведь все должны стремиться к познанию их внутренней сущности. (* Свод законов ислама, составленный пророком Магометом.)