Рейтинг@Mail.ru

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА 2018-04-05T14:03:15+00:00

Кризис миновал. Хотя Багиров так и не отказался от своих планов, дагестанцы избежали депортации .


3

Долгий путь

В составах, увозящих сотни тысяч детей, женщин и стариков с Кавказа, насчитывается лишь несколько пассажирских вагонов — специально для руководителей депортируемых народов и их семей. Все остальные едут в простых товарных вагонах из плохо пригнанных досок, с тяжелыми дверями на засовах. Некоторые из этих вагонов уже использовали во время предыдущих депортаций. Поскольку транспорта для такого огромного количества людей — чеченцев и ингушей — не хватает, к составам цепляют вагоны для перевозки скота. При этом ни те, ни другие вагоны не дезинфицируют. В них царит тош-нотворная вонь, и, разумеется, нет ни туалетов, ни воды. В углу вагона просто выпиливают дыру, которая должна служить для отправления естественных нужд. Грязных и ослабевших депортируемых пожирают блохи. Путь от Кавказа до места назначения — Казахстана, Киргизии, реже — центральных областей Сибири — длится от двух недель до месяца.

Первого марта в очередной телеграмме, отправленной из салон-вагона спецпоезда, Берия подводит итоги: «Товарищу Сталину. На 29 февраля количество переселенцев, погруженных в железнодорожные эшелоны, достигает 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей. Общее число составов — 180, из них 159 уже находятся в пути к новому месту размещения. Сегодня отправлены эшелоны с быв-шими руководящими работниками и религиозными авто-ритетами Чечено-Ингушетии, которые использовались при проведении операции. Из некоторых пунктов Галанчжойского района остались невыделенными 6 тысяч чеченцев, в силу большого снегопада и бездорожья вывоз и погрузка которых будет закончена в два дня. […] В ходе подготовки и проведения операции среди чеченцев и ингушей было арестовано 2016 антисоветских элементов, изъято 20 072 единицы огнестрельного орудия. Подпись: Л.Берия»27.

До конца войны еще далеко, освобождена еще не вся территория Советского Союза. Но, в полном противоречии с лозунгом дня, отнюдь не все силы отдаются фронту. В то время как страна жертвует последним ради победы, 15 207 товарных вагонов бросают на перевозку депортируемых. К этому числу следует добавить 4711 обычных вагонов и 198428 платформы для вооруженной охраны. Все продумано до мельчайших деталей. В ходе депортаций калмыков и карачаевцев, проходивших за несколько недель до высылки чеченцев и ингушей, норма на один вагон составляла сорок человек, а в одном составе было пятьдесят шесть вагонов. В пути отмечалась чрезвычайно высокая смертность. Однако с тех пор 3-е управление госбезопасности пришло к выводу, что показатели можно улучшить: шестьдесят шесть вагонов в составе, сорок пять человек в вагоне. Ведь половина депортируемых — это дети. Они меньше весят и занимают меньше места. «Учитывая, что спецконтингент на 40—50% состоит из детей, будет разумно уплотнить спецконтингент и загружать его из расчета не сорок, а сорок пять человек на вагон», — предлагает руководитель 3-го управления НКГБ Соломон Милыптейн своему начальнику Кобулову29. Предложение сразу же принимается и с 23 февраля начинает приме-няться в отношении чеченцев, ингушей и балкарцев.

Высылаемые, скученные в грязных вагонах, обречены на долгие недели мучений. Никто не знает, куда их везут, сколько времени будет продолжаться этот вынужденный исход. В суматохе погрузки в вагоны скудный багаж, ко-торый люди успевали взять с собой, часто терялся или его крали. Хуже всего приходится детям. Мужчин в эшелонах мало: согласно официальным статистическим данным, как всегда, чрезвычайно точным, мужчины, причем в основном пожилые, составляют 18% «контингента спецпереселенцев», женщины — 30%, а 52% — это дети моложе шестнадцати лет.