Рейтинг@Mail.ru

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА 2018-04-05T14:03:15+00:00

Начало карьеры Хасана Исраилова можно считать образцовым для каждого советского юноши. Он родился в 1907 году и был младшим из шести сыновей зажиточного крестьянина в далеком чеченском селе. Окончив с отличием советскую школу в родной республике, Исраилов уезжает для продолжения образования в столицу российского юга — Ростов. Начитанный и идеалистически настроенный молодой человек увлечен поэзией, пробует свои силы в театре, пишет заметки в выходящую в Москве «Крестьянскую газету» — влиятельный орган центральной печати, вступает в партию. После опубликования нескольких статей, разоблачающих невежество региональных коммунистических руководителей и их полное незнание местных нравов, его впервые обвиняют в «контрреволюционной клевете» и арестовывают.

Благодаря негласному вмешательству газетного начальства Исраилову удается выйти на свободу через три года. Его даже восстанавливают в рядах КПСС и дают возможность закончить учебу в Московском университете. Вернувшись в родные места, он устраивается на работу в коллегию адвокатов небольшого горного городка. Политика все больше занимает его. Вместе с несколькими друзьями — ингушами и чеченцами — Исраилов пишет критические замечания по поводу линии, проводимой руководством компартии в Чечне. Всех авторов приговаривают к пяти годам лишения свободы. К моменту воз-вращения Исраилова из лагерей, в 1939 году, все деятели, которых он критиковал, уже смещены и стали жертвами страшных репрессий вместе с миллионами других «врагов народа». Новое руководство настаивает, чтобы Исраилов восстановил свое членство в партии.

Однако вместо соответствующего заявления первый секретарь Чеченского обкома получает письмо с настоящим объ-явлением войны:

«Вот уже в течение 20 лет советские власти борются с моим народом, стремясь уничтожить его по группам: сначала кулаков, потом мулл и “бандитов”, затем “буржуазных националистов”. Теперь я понял, что реальная цель этой войны — уничтожение нашей нации как таковой. Поэтому я и решил возглавить мой народ в его борьбе за освобождение. Я прекрасно понимаю, что Чечено-Ингушетии, как и всему многонациональному Кавказу, будет трудно сбросить иго красного империализма, но фанатичная вера в справедливость и надежда, что нас поддержат свободолюбивые народы Кавказа и всего мира, побуждают меня сделать этот шаг. Вы безусловно сочтете его дерзким и необдуманным, но для меня он — единственно возможный. В настоящее время финны дают до-касательства того, что рабовладельческая Российская империя бессильна против народа, преданного свободе. На Кавказе вы получите вторую Финляндию, а нашему при-меру последуют другие угнетенные народы»114.

Исраилов с небольшой группой националистов начи-нают с того, что объезжают аулы. На собраниях жителей они произносят речи, в которых призывают правоверных объединиться для защиты веры, для борьбы за националь-ную свободу, без которой немыслимо восстановление мечетей. Один из мулл, сопровождающих Исраилова, встает на стул и, потрясая Кораном, кричит: «Лишь чистые могут прикасаться к этой священной книге!» — а потом нежно целует Коран. После этого все собравшиеся по очереди подходят к нему, падают ниц, возлагают руку на священную книгу и приносят клятву верности «национальному сопротивлению». Мулла читает суры, в которых речь идет о гяурах, о неверных — то есть о коммунистах, комсомольцах, атеистах и представителях власти. В это время помощники Исраилова ведут набор новых членов отряда, призывают к дезертирству или к отказу от военной службы, организуют поддержку, необходимую для жизни и ведения боевых действий в горах115.

Движение быстро набирает силу. Хасан Исраилов пытается поставить вооруженные банды, действующие на чеченской территории, под единое командование. Он создает ключевую политическую организацию — Особую партию кавказских братьев (ОПКБ) и возглавляет ее генеральный штаб. В январе 1942 года эта партия проводит подпольный съезд за пределами Чечни, в Орджоникидзе. Выбор осетинской столицы не случаен: в планы ОПКБ входит охват всего Кавказа, двенадцати народов, считающихся коренным населением Кавказского массива. Однако в действительности, если не считать немногочисленных эпизодических контактов с пронемецки настроенными грузинами, ОПКБ останется вайнахской, то есть чеченской и ингушской, организацией. И ее «чечено-ингушская секция», получившая название «Кавказские орлы» (Дако), фактически будет совпадать с основной организацией. Как это часто бывает во время гражданских войн, мятежники копируют свою организационную структуру со структур противника, а терминология, как и функции различных органов, странным образом напоминает принятые в КПСС.