Рейтинг@Mail.ru

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА 2018-04-05T14:03:15+00:00

Остается самое сложное: как доставить нефть из этого замкнутого региона на мировые рынки: в Европу, на Дальний Восток, в США, Индию и, что очень важно, в Юго-Восточную Азию? Значительные запасы, находящиеся под морским дном, ничего не стоят, если им не обеспечен выход. Выход есть — практичный, надежный и не слишком дорогой, подчеркивают нефтяные компании. Выход независимый и, если возможно, под нашим контролем, добавляют в Вашингтоне.

Точно такое уравнение решали более века тому назад пионеры освоения каспийской нефти. Местные царьки, располагая ограниченными возможностями, создали свои первые капиталы, торгуя в основном с традиционными персидскими клиентами, охочими до этого минерального масла. Нобели решали проблему, перевозя на север, по Волге, а потом по рельсам, свои драгоценный груз на рынки Санкт-Петербурга, Скандинавии или Германии. Ротшильды, со своей стороны, выбрали строительство железной дороги до Батуми на Черном море. Затем кораблями сырье перевозилось на нефтеперерабатывающие заводы Южной Европы. Английскому свидетелю «Большой игры» Чарльзу Марвину принадлежат следующие слова: «Теперь нефтепроводы получили всеобщее признание, — пишет он в 1883 году, — постоянно обсуждаются грандиозные проекты по доставке нефти в Европу. Один из этих проектов, к которому проявлялся большой интерес несколько лет тому назад, предполагал строительство нефтепровода в тысячу миль длиной, проходящего через Кавказ от Баку до русской юго-восточной железной дороги (в направле-нии Новороссийска). Другой связывал Баку с Черным морем, с Батуми или Поти. Это было бы самое практичное решение, и если нефтепровод будет построен, то наверняка на этой трассе. В настоящее время говорят о постройке нефтепровода от Баку до самого Персидского залива»14.


Итак, параметры не очень изменились. При первом же взгляде на карту экспортеру предлагаются все те же три возможности:

Первая, очевидно, самая удобная и, значит, самая экономичная — это выбор дороги на юг. Несколько сотен километров труб позволят связать систему Азербайджана с его южным соседом, Ираном. Другая трасса может пройти по восточному берегу Каспия от Казахстана, чтобы по пути захватить нефть, добытую в Туркменистане. По первым подсчетам, проведенным европейскими инженерными обществами, стоимость необходимых работ составит от 400 до 600 миллионов франков. На шкале энергетических ставок это — безделица. Иранцы, заинтересованные в этом выборе, предложили несколько дополнительных вариантов: прямой путь к терминалам Персидского залива, трубопровод на запад, который приведет к Средиземному морю, пройдя через турецкую территорию, или даже систему swap, обмен в большом масштабе. Согласно этому сценарию, нефть, доставленная на иранский берег Каспия, будет очищена и немедленно использована в больших городах страны, в первую очередь в Тегеране, а в это же время эквивалентное количество нефти, изъятое из иранского экспорта, будет погружено на гигантские танкеры в качестве собственности каспийских компаний. Таким образом, будет сэкономлена значительная часть транспортных расходов.

Иранский путь вызывает большой интерес у большинства магнатов. В нефтяном мире считают, что это ре-шение, как очень рациональное и менее дорогое, когда-нибудь встанет на повестку дня. Французская компания «Тоталь» и предприятия, уполномоченные китайским правительством, даже ведут более углубленные исследования. Но это решение упирается в категорическое вето США. Не может быть и речи, говорит Белый дом, о каком бы то ни было сотрудничестве с иранским режимом, рассматриваемом как вражеский. Об этом нечего и думать. Более реалистичным представлялся план обхода Ирана с востока, через Афганистан, с заключением договоренности с Талибаном. С 1995 года администрация Клинтона запрещает всякую торговлю с Ираном.