Рейтинг@Mail.ru

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА 2018-04-05T14:03:15+00:00

В послании Головин не делает тайны из своих намерений: «В течение примерно трех лет Шамиль своими коварными действиями возбуждает волнения среди дагестанских и чеченских племен, сеет ненависть против их соотечественников, подчинившихся нашей власти. […] Зло, чинимое этим вредоносным человеком, оправдывает любые меры, которые могли бы быть предприняты с целью его устранения. Среди преданных нам горцев безусловно найдутся отважные люди, которые за хорошее денежное вознаграждение возьмутся доставить нам голову этою зачинщика беспорядков. Поручаю Вам задачу организовать такую попытку, тайно предложив убить Шамиля тем из горцев, которых вы знаете и в чьей смелости, верности и предприимчивости уверены. Обещаю, что в случае успеха вам будет выслано до тысячи дукатов»2.

Граббе, со своей стороны, также мечтает принести царю в качестве трофея голову Шамиля, но добыть ее он хочет более привычными методами. Приведя в боевую готовность имеющиеся в его распоряжении войска, он собирается напасть с фронта на позиции имама, чтобы раз и навсегда сокрушить его силы. Граббе жаждет битвы, настоящего сражения но всем классическим правилам военного искусства, пусть даже и в условиях высокогорных кавказских долин.

Два военачальника, столь непохожие друг на друга и внешне, и по происхождению, готовятся к смертельной дуэли. Павел Граббе — славный боевой офицер, образованный человек, знаток культуры и истории, любитель светской жизни, читающий Пушкина, посещающий концерты. Он служит своему царю в условиях, с которыми совершенно незнаком, в совершенно чуждом ему окружении. А против него — Шамиль, горец, ведущий аскетический образ жизни и каждый день посвящающий долгие часы молитве; как любой кавказец, он испытывает страстную приверженность к боевой славе, личному героизму, к кодексу чести, распространяющемуся и на мельчайшие детали повседневной жизни. Русский офицер — интеллектуал, охотно отдающий дань романтизму своего времени. Шамиль считает поэзию проявлением слабости и искушением, от которого следует держаться подальше, его любовь отдана прежде всего Всевышнему. На его ласку не могут рассчитывать даже сыновья — по словам историков, самое драгоценное его богатство. Ведь в первую очередь они — будущие воины.


 

Взятие крепости Ахульго, июнь-август 1839г.

Взятие крепости Ахульго, июнь-август 1839г.

Но где же скрывается имам? По донесениям русской военной разведки, Шамиль днем и ночью занят на стро-ительстве укреплений в горах. Происходит это в ауле Ахульго, который уже в течение какого-то времени служит центром военной системы имама. Стоящая там старинная крепость служит для хранения трофеев, добытых в ходе различных карательных операций и против соседних деревень, и полученного с них оброка. Эти богатства предназначаются для финансирования мобилизации войск и их содержания в период между боевыми действиями. Именно в Ахульго Шамиль держит многих своих заложников. И там же состоится грандиозное сражение, которого так жаждет генерал Граббе.

Имам придавал пророческий смысл своему уходу в крепость Ахульго. Происходящие события он воспринимал не как линейную и хронологическую цепь причин и следствий, а как последовательность знамений Господних, которые надлежало правильно истолковать. Мохаммед Тахир аль-Карахи, личный летописец имама, пишущий под его диктовку, описывает эпопею в целях наставления правоверных: Шамиль — это инструмент Аллаха, образцовый воин, стремящийся к праведной жизни и к построению общества, соответствующего священным требованиям. Так, решив оставить своих соотечественников и уйти в Ахульго, Шамиль преподносит свой поступок как жест веры, сравнимый с бегством пророка Магомета в Мекку. «Я покидаю вас, ибо для меня стало невозможным защищать веру, находясь среди вас, — объясняет Шамиль толпе, собравшейся перед мечетью. — В конце концов, ведь лучшее творение Господа, Магомет, оставил свои лучшие земли, когда понял, что не в состоянии сохранять там свою веру. Если Господу угодно, чтобы в вас сохранилась вера, я вернусь к вам. А если нет, зачем вы удерживаете меня, вы, чьи стены измазаны дерьмом русских солдат?» 3