Рейтинг@Mail.ru

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА

Эрик Осли: ПОКОРЕНИЕ КАВКАЗА 2018-04-05T14:03:15+00:00

Когда выходит в свет номер, содержащий Декларацию независимости, Дэвиду Урхарту всего тридцать лет и он живет в Константинополе. Действуя под прикрытием коммерческой фирмы, на самом деле он тайно отстаивает интересы Его Величества. Но в одном из страстных порывов, столь типичных для Дэвида на протяжении всей его жизни, он внезапно и круто меняет свои политические симпатии. В бытность свою филэллином он пошел сражаться за свободу Греции. Отныне он становится филотурком и охвачен восхищением и страстью к Востоку. В это время общественное мнение рассматривает Оттоманскую империю скорее как обветшалую реликвию прошлого. Урхарт, которого коронованные головы назовут «больным европейцем», идет в своих предпочтениях против течения и в многочисленных сочинениях создает образ Турции как примера организации, цивилизации, терпимости и демократии. «Обычный англичанин попадает на Восток, уверенный, что он профессор политической экономии, свободный человек во всеоружии разума. Он обнаруживает, что турки отрицательно относятся к государственному долгу. “Невежды!” — восклицает он, Они считают, что долги противоречат религии. “Ах! фанатики!” Он замечает, что туркам претит идея законодательного собрания. “Ах! рабы!” Турки презирают Палату представителей. “Ах! инструмент деспотизма!”, и так далее, до конца главы. Но если турок обнаружит перед ним свои собственные концепции обязанностей властителя и неизбежность лишения его трона в случае доказанной невозможности их выполнять или если турок заговорит о необходимости на каждом этапе, гражданском или военном, убедиться в законности приказа перед тем, как его исполнять, англичанин потеряется в догадках и изумлении»8. В Турции все замечательно, от сельской администрации, заботящейся о местных бедняках, до обычаев, единых для всех, и исполняемых и арабским шейхом, и армянским купцом. Даже турецкие бани — это благо, неведомое людям Запада. Состарившись, Урхарт займется внедрением их в быт викторианской Англии. Он был так очарован этими банями, что порой принимал своих посетителей в благовонных парах при температуре 75 градусов по Цельсию.

Дэвид Урхарт влюблен в Восток. Он вообще испытывает необычайное для своего времени почтение к неевропейским цивилизациям, возбуждающим его любопытство. Одержимый воинствующей потребностью в справедливости, он поборник стран третьего мира, преждевременно появившийся на свет. Он — пророк. По крайней мере, это утверждают его близкие, которые восхищаются им как гуру некой секты. Он совершенен в искусстве диалектики, переворачивая возражения своих собеседников, подавляя их до полного унижения с упорством маньяка. Тем самым он не прекращает создавать себе новых врагов.

Обосновавшись в Константинополе, он пишет свои защитительные речи для более широкого сотрудничества между Англией и Оттоманской империей. Он бомбардирует британскую прессу статьями, письмами и определениями своей позиции. Друг пашей и самых высокопоставленных лиц оттоманского режима, с которыми беседует о поэзии, так же как об истории или высокой политике, он посвящает значительную часть своего времени для организации поддержки борьбы черкесов, пытаясь превратить их в верных союзников британских интересов. Участие в застольях у Урхарта — привилегия проезжих черкесов, и англичанин приобретает среди них многочисленных друзей. Его главный собеседник и сообщник — Сефир-бей, черкес, осевший в Турции, мозговой центр диаспоры, пользующийся огромным авторитетом у своего народа. Сефир-бей был старшим сыном в знатной семье, и как это часто водилось, он еще ребенком был отдан русским в качестве аманата, то есть заложника. В Одессе, в Ришельевском лицее, он изучал иностранные языки, которыми владел свободно. Позже, поступив в русскую армию, он дезертировал и прибыл в Турцию, где сделал блестящую карьеру как высший офицер. Хитрый политик голубых кровей, стратег, полностью, как никто другой, владеющий европейскими методами, Сефир-бей в глазах Урхарта претендует на роль главы свободной Черкесии, опирающейся на английскую мощь.