Рейтинг@Mail.ru

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа 2018-04-05T14:05:21+00:00

Также они очень почитают падающие звезды, которые они называют «стале-атакти», то есть «летящие звезды», и «дсуарэ-атакти», то есть «крест» или «летящие святые». Когда на небе впервые появляется молодой месяц (новая луна), все, кто его видят, крестят луну и звезды своими ножами и кинжалами; и точно так же крестными знамениями они очерчивают круг вокруг себя, поскольку они считают появление луны священным знаком.

Как считают жители Кавказа, обычай осетин есть свинину явно свидетельствует, что они исповедуют христианскую веру. Поэтому татары называют «Гяур-тау», т. е. «Горы неверных», всю область от Сунжи до Черного моря, где живут не мусульмане, а «деградировавшие» христиане.

Старейшины и семейства, наиболее влиятельные среди осетин, которые имеют связи с черкесами, — номинально мусульмане, так как это проявляется лишь в воз держании от употребления свинины, впрочем, они не могут даже произносить их обычные молитвы на арабском языке, поскольку у осетин, как и у других горских народов, нет никакой письменности на их родном языке. Жители этой области забыли, что такое крещение. Несколько недель спустя после рождения ребенка старший в семье или кто-либо другой по своему усмотрению дает имя новорожденному, которое тот и носит.

Русское правительство, как мы уже говорили выше, уже в 1745 году предприняло попытку вновь обратить осетин в греко-христианскую веру. Императрица Елизавета в 1756 году направила туда архимандрита Пахомия с несколькими монахами; он, добравшись до Нарских ущелий, пригласил старейшин Нарского общества поехать с ним в Санкт-Петербург. Императрица Елизавета приняла их благосклонно, одарила кафтанами и обещала свое покровительство. На следующий год русские мастеровые построили в Наре церковь, и там появился священник.

Вышеупомянутые кафтаны до сих пор хранятся в Наре, есть там также и акт 1802 года о подчинении этого общества России, а также множество манифестов и все бумаги грузинского правительства, которые были посланы им в различное время.

В 1771 году в Моздоке была учреждена Осетинская миссия, а в 1775 году к ней прибавилась школа для осетинских детей, которая просуществовала до 1792 года, то есть вплоть до беспорядков с кабардинцами, вследствие чего эта миссия прекратила свое существование.

В 1814 году жители Нары вновь обратились с просьбой прислать им священника, который был направлен к ним из Грузии.

В 1815 году Осетинская миссия была учреждена в Тифлисе, она находилась под руководством митрополита Теофила, при этом благочестивом и ученом церковном деятеле были переведены и напечатаны в 1820 году на осетинском языке «Катехизис» и «Книга молитв», многие молодые осетины закончили Тифлисскую гимназию.

В 1822 году был закончен перевод «Евангелия» на осетинский язык. С 1815-го по 1825 год почти весь народ принял греческий обычай, и в это время было построено 58 церквей.


Земледелие

Так как Осетия — это территория, испещренная горами, то обработка земли там очень незначительна, поскольку она имеет место лишь в небольшом числе мест, где среди скал есть немного пригодной для земледелия желто-глинистой земли, которую надо унавоживать каждый год.

Поля почти всегда расположены на очень отвесных склонах, что делает пахот очень трудной. Плуг, которым пользуются осетины и другие горцы Кавказа, меньше, чем плуг у русских, форма его такова:

  1. изогнутый кусок дерева, обе лопасти которого имеют полтора фута длины и удалены друг от друга лишь на 8 дюймов;
  2. железный плоский лемех, образующий равносторонний треугольник, прилаженный к изогнутому куску дерева и разрыхляющий землю;
  3. к концу изогнутого куска дерева приделан шест длиной в 6 футов, к концу которого припрягают двух быков с ярмом;
  4. ручка, при помощи которой человек управляет плугом левой рукой, в то время как правой рукой он стегает быков.

Так как расстояние между «б» и «в» — 8 дюймов, то борозда имеет лишь 6 дюймов глубины. С помощью нескольких связанных вместе и влекомых быками деревьев боронят засеянное поле; человек, стоя на этих деревьях, прижимает их к земле.