Рейтинг@Mail.ru

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа 2018-04-05T14:05:21+00:00

Основная торговля осуществляется в устье южного рукава реки Кодор, где обычно бросают якорь большие турецкие корабли. Черкесские лодки также часто приплывали вести торговлю напротив селения Сауксу. В 1827 году абхазы начали посещать рынок в Сухум-Кале, где покупали все необходимое у армян.

Своих денег у абхазов нет, хождение у них имеют турецкие монеты из золота или серебра. Не так давно они стали брать во время сделок и русские серебряные рубли.


Подати

Абхазский народ платит подати, которые требует правящий князь Абхазии (глава народа), но часто абхазы отказываются их платить. От своих собственных крестьян, число которых очень невелико, князь получает в год одну корову, один кувшин вина и третью часть зерна от урожая — от каждой семьи.


Религия

Множество развалин древних храмов и монастырей свидетельствует о том, что некогда в Абхазии исповедовали христианство. Турки, получив огромное влияние на горские народы, постарались при помощи мулл, которых посылали на Кавказ, утвердить здесь ислам и искоренить христианство, что особенно им удалось сделать в Абхазии,

Но следует отметить, что население Абхазии, оставив христианство, не получило ясного представления об исламе; таким образом, большая часть жителей Абхазии стала идолопоклонниками, вернувшись к старым языческим религиозным воззрениям.

Не так давно отец нынешнего правящего князя со всей своей семьей перешел в христианство; кроме княжеской семьи в наши дни крестились и немногочисленные подданные князя, остальные продолжают исповедовать ислам или привержены язычеству; у них практически нет ни церквей, ни священников, проводящих службы. Во всей Абхазии только один священник отправляет службу в единственной церкви селения Сауксу, где живет правящий князь Абхазии.

Различия в религии, возможно, являются причиной того, что большая часть жителей Абхазии не подчиняется своему владыке. В том числе и князья Даруквиналишвили, живущие близ Пицунды, которые, используя свое влияние на жителей соседних деревень и свои контакты с черкесами, часто бунтуют и содействуют черкесским набегам на земли Абхазии.


Законы

По одному очень древнему закону убийца должен отдать родственникам убитого 15 крестьян-мужчин, лучшую из своих лошадей вместе с седлом, саблю, ружье и пистолет. Если он не в состоянии выполнить эти условия, родственники убитого имеют право расправиться с убийцей, и после этого кровная месть между родственниками с обеих сторон прекращается.

По абхазской традиции за воровство следует возместить владельцу двойную цену украденной вещи, а кроме того, вор обязан отдать правящему князю одного человека. Если же вор не владеет крестьянами, он должен сам служить князю в качестве раба. У той части населения, которая исповедует ислам, муллы разбирают спорные дела в соответствии с Кораном, но лишь в том случае, если это дело не входит в компетенцию правящего князя.


Деление населения на классы

Абхазы делятся на три класса: 1) крестьяне, которые могут быть свободными, могут быть рабами или военнопленными; 2) дворяне и 3) князья, которые подразделяются на удельных и правящих. Кроме этих трех основных классов есть еще и четвертый, называемый «чинакма». Представители этого класса пользуются темн же правами, что и знать, но в него входят люди низкого происхождения, например, крестьяне, несущие военную службу при княжеской особе или выполняющие обязанности телохранителей.


Влиятельные семьи

Абхазы почитают множество древних княжеских семейств и семей дворян. Насчитывают 8 княжеских семейств и 5 дворянских.