Рейтинг@Mail.ru

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа 2018-04-05T14:05:21+00:00

Францисканские монахи проповедовали в среде черкесов, или зихов, католическую религию. Варзахт — один из зихских князей — принял в 1333 году римско-католическую веру, а в 1439 году зихи уже имели в Тамани (Матриге) своего католического архиепископа, а в Сибе и Лукуке — двух епископов, однако большая часть черкесов исповедовала греческую систему веры.

В 1395 году Тамерлан*** (Шереф-ад-дин в жизнеописании Тамерлана помещает этот факт десятью годами позже, т. е. относит его к 1405 году.), разбив на Тереке своего соперника Тохтамыша, кипчакского хана, напал на черкесские земли, разграбил их поселения, разрушил город Кубань (Тамань) и все обширные территории, но черкесы не покорялись и с упорством защищали свою свободу.

В 1484 году, после изгнания генуэзцев из Крыма, которое последовало за взятием Каффы (1475), турки-оттоманы, почти не встретив сопротивления, заняли города и крепости Тамань, Темрюк, Ачук, расположенные близ устья Кубани; они поработили в это время и остатки крымских готов, но с черкесами они не могли справиться; хотя можно предположить, что, завоевав берега Азовского моря, турки и не собирались вести захваты внутренних черкесских земель.

Во времена Георгия Интериано, который писал в 1502 году, черкесы, или зихи, еще занимали все побережье Азовского моря, от Дона до Босфора Киммерийского (древ-негреч. название Керченского пролива).

Их оттуда изгнали татары или русские. Вполне вероятно, как мы уже говорили выше, что современные казаки произошли от смеси русских с черкесами.

Из всего предшествующего ясно вытекает, что черкесы являются очень древним кавказским народом. Их язык очень отличается от других кавказских языков как лексикой, так и синтаксисом; между тем в нем заметна близость с финскими корнями, а главным образом с корнями вогулов и сибирских остиаков. Это сходство позволяет заключить, что черкесы, так же как вогулы и остиаки, имеют общее прохождение, это сообщество в очень отдаленную эпоху разделилось на несколько ветвей, одной из которых, вероятно, были гунны* (* Клапрот. Путешествие по Кавказу Т. 2. С. 380.).

Вернемся к истории кубанских черкесов, которая, начиная со времени завоевания Крыма турками-оттоманами, совпадает с историей одного из их племен — пятигорских черкесов, или кабардинцев.

Когда Порта Оттоманская распространила свою власть в этих землях, крымские ханы не имели никакой власти на Кубани. Ханы, или цари астраханские, присвоили себе право повелевать черкесами, основываясь на том предлоге, что между ними находятся кочующие татары, ногайское племя, которые неоднократно там расселяются.

Магмет-Гирей был первым крымским ханом, который начал расширять свои владения в эту сторону. Его преемники преуспели в этом начинании, оттесняя черкесов все больше и больше, занимая их земли, которые те покидали, расселяя там многочисленные племена астраханских ногайцев. Наконец, умножившиеся притеснения со стороны крымских ханов принудили некоторых из черкесских родов обратиться за поддержкой к царю Ивану Васильевичу Грозному и в 1552 году подчинились его скипетру.

Вследствие подобных просьб в различное время туда посылались нами вспомогательные войска: в 1559 году под командованием князя Вишневецкого, прибывшего с запорожскими казаками из Польши, и в 1565 году с воеводой Иваном Дашковым. Первый из них одержал значительные победы над крымскими татарами, захватил города Ислам-Керман, Темрюк и Тамань. В это время царь Иван Васильевич сочетался браком с черкесскою княжною Марией Темрюковной (1560), которая находилась в аманатах в Москве с братом Михаилом Темрюковичем, который стал позднее царским воеводой.