Рейтинг@Mail.ru

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа 2018-04-05T14:05:21+00:00

В 1722 году кабардинцы, так же как и калмыки, под командованием Кудрявцева, сопровождали Петра Великого в Дербент, а в 1724 году они помогали ему в завоевании Дагестана и провинций Ширван, Гилян, Масандаран и Астрабат.

После смерти Петра Великого баксанские кабардинцы остались приверженцами России, а другие черкесские племена — подданными крымских татар, но в целом большая часть этого народа преимущественно присоединилась к России вплоть до Белградского соглашения с турками в 1739 году, по которому кабардинцы были признаны независимыми и образовывали барьер между Россией и Оттоманскою Портою. Достигнув своих целей, кабардинцы повернули оружие против своих соседей — горцев, подчинили себе наиболее слабых и лишили их той свободы, за сохранение которой они сами с таким мужеством и столь долго боролись с крымскими татарами.

Кавказские народы с радостью наблюдали за ослаблением кабардинцев, страсть к грабежу и стремление к господству которых привели к их постепенному упадку. В 1763 году, во время основания города Моздока на левом берегу Терека — на их территории, среди кабардинцев были распри, тем не менее они остались верны России и доказали это во время экспедиции генерала Тотлебена в Грузию в 1770 году, так же как ив 1771 году, когда калмыки покинули соседние с Кабардой степи, чтобы направиться в Китай. Генерал Медем, который командовал в это время, смог удержать

кабардинцев своими мудрыми распоряжениями, и в силу Кючук-Кайнарджийского договора, заключенного в 1774 году с Оттоманской Портой, они остались в зависимости от России: позднее Актом 1783 года Кубань была признана границей между двумя державами, и этот Акт был ратифицирован в 1791 году Ясским договором.

В 1785 году лжепророк шейх Мансур обратил все черкесские племена в мусульманство и побудил их к войне против России, которая продолжалась вплоть до 1791 года, когда кабардинцы вновь подчинились России. В 1803 году редуты построенные около источника кислых вод близ Кисловодска, закрыли дорогу в горы, что привело к волнениям, и в 1807 году большая часть кабардинцев ушла за Кубань, в сторону Чечни, чтобы там продолжать свой независимый образ жизни; они до сих пор там живут и известны под именем беглых кабардинцев. К 1810 — 1812 годам чума уменьшила число жителей Кабарды на две трети, так что сегодня они находятся в ослабленном состоянии, что мешает им поднимать мятежи против русского правительства.

Вернемся к кубанским черкесам, которые еще сегодня представляют собою удивительный пример свободного народа, у которого до сих пор сохранилось первобытное состояние общества, хотя народ этот окружен более цивилизованными народами. Они живут рассеянно вплоть до вершин высоких гор, их разделяют племена со своеобразными названиями, они образуют столько маленьких феодальных республик, сколько у них есть вождей из князей и знати. Только турки после завоевания Византийской империи поддерживали с ними торговые отношения и, не стараясь их подчинить, довольствовались тем, что им принадлежала Анапа: там у них был рынок, на котором они получали от черкесов девочек и мальчиков-пленников в обмен на некоторые товары, привозимые ежегодно из Константинополя и Анатолии.

Из-за этой торговли к ним проникла чума, истребившая их детей, что неизбежно вызвало заметное сокращение населения. Особая любовь к независимости, ничем не укротимая храбрость на войне делает их грозными для соседей. Приученные с самого раннего возраста к силовым физическим упражнениям, верховой езде и владению оружием, они считают славой лишь победу над врагом, а бегство — позором.