Рейтинг@Mail.ru

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа

Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа 2018-04-05T14:05:21+00:00

Русские войска, разделенные на несколько колонн, которые одна за другой поднялись долинами Афипса, Убина, Асипса, Жу, Хапля, Анткира, Богундура и продвинулись вплоть до Абина, где они сожгли большую мечеть шапсугов, добились лишь того, что разорили эту территорию, но, если можно так сказать, самого-то врага они и не видели, зато сами днем и ночью подвергались постоянному обстрелу со стороны шапсугов, прятавшихся в густых лесах, через которые русские должны были проходить.

29 октября русский корпус покинул Абин, чтобы вернуться из-за Кубани, а штаб-квартира вновь прибыла в Екатеринодар 3 ноября.

Так закончилась экспедиция, которая, несмотря на весь ущерб, который она причинила шапсугам, не принесла никакой решительной победы и дала лишь еще одно свидетельство того, с каким упорством этот народ защищает свою независимость.

1831 год был знаменателен тем, что русские заняли порт Геленджик и прочно утвердились в этом районе. План предпринять экспедицию от Екатеринодара через земли шапсугов к Геленджику, чтобы открыть военную дорогу между этими двумя пунктами, будет приведен в исполнение в ближайшее время, и результат покажет, удастся ли России таким способом наконец добиться усмирения этого народа, Первым мысль об этом подсказал князь Варшавский, поскольку, расселяясь среди их земель посредством строящихся вдоль военной дороги фортов и редутов, мы рано или поздно добьемся того, что приручим их.


 

Кубанские черкесы

Черкесы, которых русские так и называют — «черкесы», а другие европейцы неправильно называют «циркасья», сами себя называют адыге или адехе*. Этот примечательный народ делится на два больших племени: кубанских черкесов и кабардинских черкесов, называемых также кабардинцами. Первые живут по берегам нескольких речушек — левых притоков Кубани, которые впадают в восточное побережье Черного моря; другие живут в Большой и Малой Кабарде.

Считают, что название «черкесы» — татарского происхождения и состоит из слов «чер» — дорога и «кесмек» — резать; таким образом, «черкессан» или «черкес-сидж» является синонимом слова «йуолькес-сидж», которое до сего времени употребительно в турецком языке и означает «разбойник». Осетины — соседи * Некоторые писатели считали, что это название происходит от татарско-турецкого слова «ада» — остров, но эта этимология неизвестна черкесам, которые не имеют слова, обозначающего остров.

Прокопий Кесарийский, Страбон, Плиний и Этьен Византийский указывают, что черкесы живут возле Черного моря и называют их «зикхи» (по-гречески — «зюхой»), а генуэзец Георгий Интериано, который писал в 1502 году, начинает свое сочинение о нравах и обычаях зикхов словами: «Зихи, называемые так на языках простонародном (итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесами, сами себя называют «адига». Они живут от реки Таны до Азии по всему морскому побережью, которое ведет к Босфору Киммерийскому» (Рамузио. Путешествия. Т. 2. С. 196).

черкесов — называют их «кезех» или «казах», и поскольку Казахию византийских авторов-историков следует искать за Кубанью, где ныне живут черкесы, то осетины, вероятно, правы, когда говорят, что до того, как кабардинские князья пришли из Крыма, черкесский народ сам себя называл «казах»* (* Арабский географ Масуди писал в 947 году н. э.: «Именно в Трапез) нд, расположенный на берегу Византийского моря, каждый год приезжают мусульманские торговцы из Рума. Армении и страны кашеков».). Мингрелы до сих пор называют черкесских князей «кашах-мефе», что означает «царь кашахов».