Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Византийская колонизация, помимо военных мероприятий, опиралась на оживленную торговлю с местными племенами и распространение христианства. Именно к эпохе Юстиниана (527-565 гг.) относится начало обращения в христианство причерноморских племен. Имя зихского епископа Дамиана имеется среди подписей константинопольского собора 526 года. Предполагается, что зихская епархия находилась у Геленджикского залива.

Период наиболее сильного прямого византийского влияния на Черноморское побережье Кавказа продолжался с VI до начала VIII вв. Затем с IX до XIII вв. на ослабшее византийское влияние накладывается абхазо-грузинское.

В тот же период с VI по VIII вв. на Черноморском побережье к югу от Зихии (примерно от Туапсе до Кодора) происходило объединение санигов, апсилов и абазгов с формированием абхазско-абазинской народности. Одновременно к се- веру от Туапсе происходила консолидация западнокавказских аборигенных зихских племен с формированием адыгейской (черкесской) народности. При этом развитие местных племен локализовалось на южном склоне Западного Кавказа, так как северный склон подвергался в этот бурный период Великого переселения народов постоянным нашествиям различных кочевых племен, которые лишь изредка переваливали через Кавказский хребет (подобно аланам) и достигали берега Черного моря.

В источниках раннего средневековья указывается на пребывание на Северо-Западном Кавказе и в Восточном Приазовье болгарских племен. Но ко времени возникновения Болгарского государства на Волге (X в.) болгары уже ассимилировались местными племенами, а частично, вероятно, откочевали на Волгу и Балканы.

Нашествие тюркоязычных аваров в середине VI в. на Северо-Западный Кавказ было хотя и непродолжительным, но опустошительным. Сколько-нибудь заметных изменений в этническом составе западнокавказских племен вторжение авар не принесло. Но в памяти аборигенного населения сохранилось предание о жестоком аварском хане Байкане, истребившем многих жителей. Как память об этом времени дошел до нас характерный топоним — река Бакан, располагающаяся к северу от Новороссийска. Еще в середине XIX в. здесь находился курган из камней, называвшийся «Байканов белый конь», а горные дороги, пересекавшие Северо-Западный Кавказ от Кубани к Черному морю, назывались «Байкановы смертоносные пути». Вероятно полчища аваров достигали и Черноморских берегов Северо-Западного Кавказа.

В конце VII в. Северо-Западный Кавказ временно попадает под влияние Хазарского царства, представлявшего собой неустойчивое государственное объединение различных племен юго-восточной Европы (тюрки, болгары, хазары и др.). Однако это влияние практически не распространилось на причерноморские племена территории Большого Сочи, хотя и поколебало позиции Византии на северном склоне.

В конце VII в. арабские завоеватели, разгромив Армению и Грузию, вторгаются в Абхазию и захватывают ряд крепостей в долине Кодора. В 736-737 гг. 60-тысячное войско арабского полководца Мурвана-ибн-Мухаммеда, вновь разорив всю Грузию, ворвалось в центральную Абхазию, разрушило Сухумскую крепость и ринулось дальше к северо-западу вдоль Черноморского побережья Кавказа, но было остановлено грузино-абхазским войском, возглавлявшимся картлийским царем Арчилом, у Анакопийской крепости, в районе современного Нового Афона. Арабы осадили крепость, но внезапно разразившаяся эпидемия чумы обратила их в бегство. При этом от чумы погибло 35 тысяч и при бегстве 3 тысячи арабов. Остатки войск Мурвана были вынуждены уйти за пределы Абхазии. Таким образом, территория Большого Сочи вновь оказалась вне досягаемости иноземных захватчиков, хотя на этот раз они находились в непосредственной близости, всего лишь в 100 км от южной границы Сочи.

Во второй половине VIII в., сохранив свое политическое влияние, Византия все же вынуждена была признать как самостоятельную политическую единицу усилившееся к этому времени Абхазское царство, в состав которого входит и все Черноморское побережье Кавказа, вплоть до Таманского полуострова. После освобождения в самом конце VIII в. от византийского влияния, в период расцвета Абхазского царства, усиливается грузинское культурное влияние, в это время завершается процесс формирования абхазско-абазинской народности. При этом абазги и апсилы послужили основой для абхазской, а санигиабазинской и, вероятно, убыхской народностей.