Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Борьба черкесских племен против распространения религии ислама. С картины художника Глуховцева. Фонды СМК-В-ф-1007/1

Борьба черкесских племен против распространения религии ислама. С картины художника Глуховцева. Фонды СМК-В-ф-1007/1


Для закрепления своего влияния и насаждения мюридизма в Убыхии, Джигетии и причерноморской Шапсугии Магомет-Эмин производит массовое уничтожение крестов в священных рощах, где горцы совершали в течение многих веков свои религиозные обряды и празднества, а взамен строит мечети. Среди свободолюбивых горцев, не привыкших к столь бесцеремонным действиям, эти мероприятия Магомет-Эмина вызвали массовые недовольства, выразившиеся в конечном итоге в восстании и уничтожении всех мечетей с восстановлением крестов в священных рощах. Была уничтожена при этих выступлениях и крепость Магомет-Эмина в Вардане, бывшая его опорным лагерем в Убыхии.

Во время пребывания Магомет-Эмина среди убыхов и причерноморских шапсугов насаждавшиеся им мусульманские священники-эффенди уверяли народ, что они будто бы нашли в коране пророчество, по которому горцы никогда не будут подвластны русским, если будут защищать свою независимость, молиться и уважать духовенство. Возлагая большие надежны на неприступность залесенных гор, но и не отрицая могущества России, они говорили: «Мы знаем, что русские богаты и пользуются житейскими удобствами. Бог им дал мир, но они гяуры и будут все в аду; мы бедны, но мусульмане — и рай наш. Жизнь эта коротка — не променяем блаженства будущей, вечной на удобства проходящие»1.

Под влиянием убыхов очень незначительное распространение получил мюридизм среди жителей Ахчипсу, а также дальцев и цебельдинцев. Распространить идеи мюридизма и газавата в Абхазии Магомет-Эмину не удалось, несмотря на неоднократные попытки убыхов прорваться через Гагринскую теснину во внутренние районы Абхазии.

Несмотря на слабость позиций Магомет-Эмина на территории причерноморских племен, выступивших против его решительных мер по насаждению мюридизма, общим результатом его деятельности в Убыхии явилось закрепление мусульманства на восточном берегу Черного моря, усиление влияния Турции среди горцев и признание ими султана главой мусульманского мира.

Но своей основной задачи — поднять горцев против русских во время Крымской войны — Магомет-Эмину не удалось выполнить.

С началом Крымской войны все гарнизоны Черноморской береговой линии были в 1854 году эвакуированы, а укрепления взорваны, так как защита их при возможности двойного блокирования (горцами — со стороны суши и англо-французской эскадрой с моря) была практически невозможной. В результате, в течение трех лет Крымской войны убыхи и причерноморские шапсуги не имели непосредственно перед собой русских войск, посчитали, что Россия уже более никогда не посягнет на их независимость и оставались глухими к призывам Магомет-Эмина выставить боевые отряды для военных действий вдали от их родных мест.

Проповеди Магомет-Эмином мюридизма среди адыгов и убыхов находили очень слабую поддержку, а у большинства горцев вызвали враждебность против него. В одном из писем к Шамилю Магомет-Эмин писал:«Передаю тебе покорнейшую мою просьбу:мне нужны помощники из членов учения тарикат; по крайности один шейх-мюршид и один ученый кадий, потому что здешние улемы и ученики нуждаются в преподавателях духовных и юридических. Еще нужны 2 или 3 наиба и с ними до 30 человек мюридов дагестанских, ибо край этот довольно обширен и в нем с малым числом проповедников нельзя приобрести желаемого нравственного влияния. Я же своим одиночеством от этого недостатка много теряю. Да и возможно ли одному управиться с народом, где за исключением крестьян одних вольных более 100 тыс. семейств…».