Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

К концу раннего средневековья (IX-X вв.) древние кочевники скифо-сарматского происхождения как самостоя-тельные племена в Юго-Восточной Европе уже почти исчезли (за исключением части алан), частично уничтоженные ордами тюркоязычных кочевников, а большей частью слившихся с ними и со славянами, а на Кавказе — с местным аборигенным населением.

В IX веке с берегов Волги и с Урала выдвигаются орды печенегов, которые в X веке распространяются до Дуная и захватывают Крым и весь Северный Кавказ, но по договору с Византией, умело использовавшей в своих интересах эту новую силу, их влияние на южный склон Западного Кавказа не распространялось.

Раннее средневековье оставило нам мало исторических свидетельств о племенах Черноморского побережья Кавказа. После Прокопия (середина VI в. н.э.) только в книге об управлении Византийской империей при императоре Константине, написанной его сыном, мы находим указание о том, что во времена Константина (середина X в.), как и во времена Прокопия, на Черноморском побережье Кавказа были известны только два больших народа: зихи (последнее упоминание) и абсаги. Массуди в 943 г. сообщал, что между Кавказом и морем Рум (Roum — Черное море) обитают кешеки. Далее в изложении Дюбуа де Монпере1: «Это нация миролюбивая, — писал Массуди, — и исповедует религию магов.

В этих краях нет ни одного народа, мужчины которого имели бы более правильные черты, более яркий цвет лица и были бы так стройны станом. Говорят, что их женщины изумительной красоты и весьма сладострастны. Для своей одежды кешеки употребляют белые полотна, греческие шелка, малинового цвета атлас, а также другие затканные золотом шелковые ткани. Несмотря на то, что аланы более могущественный народ, они не смогли, однако, покорить кешеков; они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря… Кешеки еще не смогли помериться силами в открытом бою с аланами, потому что у них нет вождя, который мог бы их объединить. Если бы они жили в полном согласии, ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы устоять против них. Слово «кешек» — персидское и означает — «гордый», «надменный». По берегу моря, по соседству с ними, обитает другой народ, занимающий страну «Семь кантонов». Народ этот многочисленный и воинственный и его страна неприступна. Вера его мне неизвестна»2.

(1Фредерик Дюбуа де Монпере (1798-1850 гг.) — по национальности швейцарский француз, путешественник, естествоиспытатель, интересовавшийся геологией, историей, археологией, этнографией. В 1833 г. совершил путешествие вдоль Черноморского побережья Кавказа на русском военном корабле, а затем объехал Западное Закавказье до Тифлиса включительно. Составил замечательный шеститомный труд «Путешествие вокруг Кавказа », первый том которого, касающийся Черноморского побережья Кавказа, переведен на русский язык и издан в 1937 г. в Сухуми.

2Фредерик Дюбуа де Монпере . «Путешествие вокруг Кав-каза», том I, Сухуми, 1937, с. 19-20.)

К X веку границы расселения зихов смещаются к северо-западу. При этом южная граница проходила в районе Нечепсухо (между Туапсе и Джубгой), а северная — продвинулась к устью Кубани.

Оттеснение зихов к северо-западу относится к периоду абхазской экспансии (VIII-X вв.), происходившей большей частью мирным путем, когда, при относительно слабом пе-ремещении этнических элементов, аборигенное население переходило на язык более сильного и влиятельного соседа.

Константин Богрянородный помещал Зихию между устьем Укруха (Кубани) и рекой Никопсисом (Нечепсухо), на которой был одноименный город Никопсис (на месте современного пос. Ново-Михайловка). Южнее Никопсиса этот автор размещает Абазгию. Для территории расселения зихов VI-IX вв. характерны своеобразные захоронения в так называемых «каменных ящиках» и в грунте, встреченных по всему Черноморскому побережью Кавказа северо-западнее Туапсе. Наряду с обычным захоронением наблюдалось и трупосожжение. Погребения большей частью одиночные, реже коллективные.