Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Часть половцев, после поражения в 1111 г. от русских войск киевского князя Владимира Мономаха, отхлынув на Северный Кавказ, прошла через него и, перевалив через Кавказский хребет, вошла в пределы Грузии (до 45 тысяч семей), где была использована Грузинским царем Давидом IV Строителем как личное войско в борьбе с бунтовавшими феодалами.

Одновременно с половцами из Средней Азии двинулись турки-сельджуки, отвоевавшие у Византии почти все ее азиатские владения. В 1064 году войска турков-сельджуков разгромили Армянское царство, разрушив его столицу Ани. Многие из армянских беженцев поселились в этот период в Причерноморье и на Северо-Западном Кавказе, образовав сначала отдельные поселения, а затем ассимилировавшись в местной этнической среде.

И в последующие века в период турецких и персидских нашествий и религиозных гонений волны армян переселенцев доходили до Западного Кавказа. Армяне селились среди черкесов и держали в своих руках всю торговлю. Армяне, жившие среди черкесов, получили название черкесо-гаи. В период Кавказской войны (1830-1864гг.), когда среди западнокавказских горцев начал усиленно распространяться ислам, армяне, сохранившие христианское вероисповедание, начали покидать горские аулы и переселяться под защиту русских укреплений, составив значительную часть населения во многих крупных поселениях того периода (Армавир, Майкоп и др.).

В конце X и XI вв. значительное влияние на западнокавказские племена оказывало русское Тмутараканское княжество, образовавшееся на месте древнего Боспорского государства на Таманском полуострове. Начало Тмутараканскому княжеству, видимо, было положено знаменитым походом Святослава, захватившего в 965 году Саркел и Итиль и раз-громившего Хазарскую державу. Из Итиля (устье Волги) дружина Святослава прошла через земли алан (ясов) и затем через земли касогов по левобережью Кубани и предгорьям Западного Кавказа вышла на Таманский полуостров, где уже тогда существовали крупные русские поселения. Первое летописное упоминание о Тмутараканском княжестве относится к 988 г., когда киевский князь Владимир посадил в Тму-таракань своего сына Мстислава. Тмутаракань была торговым портом, через который шла вся торговля племен Западного Кавказа (ясов, касогов, обезов) с городами Северного Причерноморья. Тмутараканскому князю, в XI веке зависевшему уже от Чернигородского княжества, принадлежали также Керчь и ряд других пунктов в восточной части Крыма. Предки адыгов, касоги, в XI веке находились в даннических отношениях с Тмутараканью. В дружине Чернигово-Тмутараканского князя Мстислава служило много касогов. В 1022 году Мстислав предпринял большой поход против касогов. Именно к этому походу Лаврентьевская летопись приписывает известное единоборство Мстислава с касожским князем Редедей, в котором Мстислав победил, после чего наложил на побежденных большую дань. Это же событие упоминается и в «Слове о полку Игореве».

В Тмутаракани находилась епархия при церкви Бориса и Глеба и отсюда при поддержке греко-византийской церкви христианство распространялось среди племен Северо-Западного Кавказа.

В конце XI — начале XII веков феодально раздробленная и ослабленная непрекращавшимися половецкими набегами Киевская Русь теряет связь с Тмутараканью. В ХП-ХШ веках русское население Тмутаракани ассимилируется касогами.

Походом Игоря Святославовича на половцев в 1185 г., описанном в « Слове о полку Игореве», была сделана неудачная попытка вернуть Киевской Руси Тмутаракань, находившуюся в это время уже в зависимости от Византии.

В XI-XIII вв. Грузия испытывала период подъема производительных сил, несмотря на частые вторжения сельджуков. При Давиде Строителе, Георгии III и особенно при царице Тамаре Грузинское царство значительно расширило свои владения за счет Армении и Азербайджана. Именно в этот период с ослаблением Византии значительно увеличивается влияние Грузии и на причерноморские племена Западного Кавказа, включая и территорию Большого Сочи. Грузинская церковь вслед за Византией продолжает распространение христианства не только в пределах Западного Кавказа, но и в центральной его части. Еще в конце XYI века, всего лишь за несколько лет до грабительских походов Тимура на Грузию, западнокавказские племена находились в сфере ее влияния. В 1390 году Эристав Мингрелии Дадиан Вамек предпринял большой поход против Джихетии и Аланетии, проявивших свою непокорность. Поход его имел полный успех. Его войска прошли по горным ущельям Западного Кавказа, разрушили крепости и произвели опустошения среди джихов (черкесов). В качестве трофеев Дадиан увез в Мингрелию множество капителей и обломков мраморных колонн христианских храмов, из которых построил часовню у стены епископальной церкви в Хоне, в Мингрелии. На дверях этой часовни были запечатлены на грузинском языке основные сведения о походе Дадиана; эти сведения впервые приведены в известной работе Дюбуа де Монпере.1 ( 1 Фредерик Дюбуа де Монпере . Указ, соч., с. 21-22.)