Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

В XIV-XVI вв. на Черноморском побережье Кавказа, в том числе на территории Большого Сочи, возникает целый ряд генуэзских военно-торговых факторий. В ряде случаев генуэзцами были использованы уже существовавшие здесь крепости раннего средневековья (Мамайская, Годликская и др.).

Наряду с обычной обменной торговлей генуэзцы занимались насильственным грабежом местного населения, работорговлей, морским разбоем. Расширяя свою торговую экспансию на весь Западный Кавказ, генуэзцы использовали и древние караванные пути, тянувшиеся от берега моря через долины черноморских рек к перевалам и на северный склон Западного Кавказа, включая и систему военно-сторожевых постов, сохранявшихся в долинах Сочи, Хосты, Кудепсты, Мзымты и Псоу.

В архивах Генуи сохранились многочисленные документы, упоминающие о больших суммах, отпускавшихся на защиту генуэзских купцов и для обороны черноморских укреплений, находившихся в постоянной опасности нападения со стороны горских племен Черноморского побережья Кавказа. В Генуе постоянно снаряжались военные суда (фусты) для подавления «беспорядков» и усмирения непокорного на-селения черноморских берегов.

После захвата турками-османами в 1453 г. Константи нополя и разгрома Византийской империи турецкие султаны в короткий срок устанавливают свое господство на Черном море. В 1475 году турки захватили Каффу на южном берегу Крыма, служившую оплотом Генуи в Северном Причерноморье.

В 1578 г. турецкие войска овладели крепостью Севастополь (Сухуми), где находилась резиденция протектора всех генуэзских колоний на Кавказе и которая представляла собой главный невольничий рынок. К концу XVI в. все Черно-морское побережье Кавказа находилось уже под контролем Турции. Все генуэзские укрепления — фактории — были разрушены турками.

К периоду упадка генуэзского влияния на Черноморское побережье Кавказа (начало XVI в.) относится одно из немногих и наиболее интересных описаний причерноморских зихов-черкесов, составленное генуэзцем Георгом Интериано: «Зихи, называемые так по-итальянски, гречески и латински и известные у турок и татар под именем чиаркасы, сами себя называют адигами; они обитают по всему азиатскому морскому берегу от Тана или Дона до Босфора.., затем вдоль берега моря к югу до Самшитовой бухты… и граничат здесь с Авагозией, составляющей часть Колхиды.

Весь этот морской берег имеет приблизительно 500 миль длины, распространяясь вглубь страны, на восток, на рас-стояние не более пяти дней пути… Они населяют эту страну, не имея ни одного места, которое было бы защищено стена-ми… Их язык ничуть не похож на язык их соседей, и звуки его произносятся гортанно… Они называют себя христианами и имеют греческих священников… У них нет своих письмен. Священники, совершая по-своему богослужение, пользуются греческими формулами и письменами, которых зихи не знают… Все их вести, обычно, передаются устно, через гонцов… Они разделяются на дворян, вассалов, крепостных и рабов. Дворяне пользуются большим почетом среди других и проводят все свое время на коне. Они не терпят, чтобы у под-данных также были кони… У них нет ни писаных законов, ни лиц для выполнения правосудия. Сила, ловкость и посредники решают все их тяжбы… Они высоко ценят щедрость и охотно отдают все, чем обладают, впрочем, кроме коней и оружия… Позорно было бы для господина или дворянина построить себе каменный дом или крепость, так как это означало бы признаться в недостатке мужества и неумении охранять и защищать себя… Во всей стране нет ни одной обитаемой крепости; встречаются то здесь, то там древние башни и стены, но их употребляют себе на пользу только крестьяне, между тем дворянин считал бы для себя это позорным…»1 (1 Фредерик Дюбуа де Монпере . Указ, соч., с. 24-26.)