Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Новый этап в борьбе с турецким владычеством на Черноморском побережье Кавказа наступает после заключения Кучук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г., аннулировавшего Белградский трактат и открывшего России путь к установлению Тосподства на Черном море.

В 1783 г. Кубанский край был официально присоединен к России. Для укрепления отодвинувшейся на юг границы русского государства, по указу Екатерины II на Кубань были переселены черноморские казаки — потомки запорожцев. Их первые струги причалили к Таманскому полуострову в августе 1792 г. К осени 1794 г. все Черноморское казачье войско в составе 12 тысяч человек разместилось по правобережью Кубани, образовав 40 куреней (селений) с войсковой резиденцией в городе Екатеринодаре.

Черноморская (Кубанская) казачья линия состояла из кордонов, больших и малых постов, пикетов и небольшого числа батарей. Историк Кубанского войска Ф.А. Щербина писал: «Первоначально, при заселении Черномории, между черкесами и черноморцами не существовало никакой вражды. Черкесы встречали своих соседей дружелюбно. Черноморцы со своей стороны старались жить с горцами в мире и согласии. В первое время черкесы делились с черноморцами хлебом, семенами, саженцами и пр. Часть продуктов они меняли на соль и разные предметы, а часть просто дарили. Местами черкесы производили даже посевы на казачьей стороне и выпасали скот»1. ( Ф. Щербина. «История Кубанского казачьего войска». Екатеринодар, 1919, том I, с. 610-611.)

По Ясскому трактату 1791 г. Крымское ханство покори-лось России. После этого оплотом Турции на Черноморских берегах становятся Анапа и Суджук-кале (Новороссийск), куда из Бахчисарая были переведены все враждебные России элементы, в том числе многочисленные воинствующие мусульманские священники, принесшие в аулы причерноморских горцев новую волну антирусских настроений.

Памятники развитого средневековья на территории Большого Сочи немногочисленны. Этот период характеризуется многочисленными поселениями как в прибрежной по-лосе, так и во всех горных долинах вплоть до самых глухих их верховьев. На месте поселений обнаружены скопления битой глиняной посуды, развалы каменных фундаментов деревянных сооружений, остатки керамических обжигательных печей, курганные могильники и в одном случае крепостные сооружения иноземного происхождения. На всей территории Большого Сочи получает распространение культура черкесского облика, выразившаяся в погребальных обрядах, предметах быта, сооружениях. Местные племена в этот период находились на стадии разложения патриархального родового строя. Могильники развитого средневековья, более характерные для северо-западной (зихской) части побережья, представляли обычно засыпанные землей небольшие каменные гробницы — продолжение развития «каменных ящиков» раннего средневековья. В мужских погребениях встречались оружие, ножи, наконечники стрел, сабли, остатки луков, копья, кольчуги, шлемы, умбоны от щитов, стеклянная посуда. Интериано писал в 1502 г., что черкесы черноморских берегов «спят с так называемыми панцирями, т.е. кольчужной рубахой под головой вместо подушки и с оружием наготове и, пробудившись внезапно, тотчас надевают на себя этот панцирь и оказываются вооруженными». В ряде погребений найдены железные серпы и мотыги, что свидетельствует о развитом земледелии на побережье Черного моря. В тех же погребениях много глиняной посуды с погребальной пищей, реже серебряные и золотые чаши и ковши. Много в них также различных украшений и остатков одежды — прототипа черкесской национальной одежды XIX в.

Курганные могильники развитого средневековья в пре-делах Большого Сочи выявлены в Красноалександровском, Абазинке, Вардане, Кепше, Аибге, в районе Красной Поляны. Результаты археологических раскопок в них приведены в работе Ю.Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей».