Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

К капитальным сооружениям развитого средневековья Ю.Н. Воронов относит лишь дополнительную стену в Годликской крепости, протяженностью до 65 м, отходившую на юго-восток от северной стены крепости и предназначавшуюся для организации внутренней линии обороны. Технические приемы кладки этой стены и значительная сохранность (имеет высоту до 5 м) позволяют предположить, что время ее возведения относится к периоду генуэзского владычества на Черноморском побережье Кавказа (XIV- XV вв.)1. ( Ю.Н. Воронов. Указ, соч., с. 104-105.)


II. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ БОЛЬШОГО СОЧИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

1. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ. ШАПСУГИ. АБАЗИНЫ

В первой половине XIX в. огромную территорию Северо-Западного Кавказа занимали многочисленные группы родственных по происхождению адыгских племен, известных в европейской и восточной литературе под именем черкесы. Из современных народов Кавказа к адыгам относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках, составляющих особую ветвь северо-западной (абхазо-адыгской) группы иберийско-кавказских языков и сохранивших в своей материальной и духовной культуре много общих элементов.

Западная часть Кавказа, в пределах современного Краснодарского края была заселена преимущественно адыгейскими племенами, наиболее известными и крупными из которых в середине XIX в. были: шапсуги (до 150 тыс.), абадзехи (до 100 тыс.), натухайцы (60 тыс.), темиргоевцы (20 тыс.), бжедухи (30 тыс.), бесленеевцы (до 10 тыс.) и ряд других более мелких племен (егерухаевцы, махошевцы, хамы-шеевцы и др.).

В юго-восточной части современного Краснодарского края по обоим склонам Кавказского хребта, на границе распространения адыгейских племен и вперемежку с ними проживали многочисленные мелкие группы абазинских племен. На северном склоне наиболее известны были абазинские племенные сообщества башилбаевцев, тамовцев, кизилбековцев, шахгиреевцев, баговцев, баракаевцев, лоовцев и дударуковцев. На юго-востоке Черноморского побережья Кавказа, начиная от Хосты, проживали приморские абазинские общества садзов-джигетов, а в верховьях долины Мзымты и Псоу горные абазинские общества медозюев.

Этнический состав населения территории Большого Сочи в середине XIX века.

Этнический состав населения территории Большого Сочи в середине XIX века.

По установившейся со времен развитого и позднего средневековья традиции все эти многочисленные абазинские группы также именовались черкесами. Особое положение на стыке адыгейских и абазинских племен в срединной части Западного Кавказа занимали убыхи — «истинные горцы» — народ немногочисленный (до 50 тыс.), но оставивший яркий след в истории многолетней Кавказской войны благодаря своей необыкновенной воинственности и до сих пор остающийся загадочным в этнографическом и лингвистическом отношении. Убыхи, как и другие горские племена Северо-Западного Кавказа, также назывались черкесами.

Имя черкес, сменив предшествующие ему этнические названия зихи и касоги, появилось в источниках XIII-XIV вв. Этноним черкес возник в среде тюркоязычного населения, занявшего после нашествия татаро-монголов и полного разгрома алан всю огромную территорию Предкавказья.

Жившее на территории Большого Сочи многочисленное аборигенное население (саниги, зихи) в период раннего средневековья (VI-X вв.) подверглось сильной абхазизации с формированием здесь своеобразного протоабазинского языка, господствовавшего вероятно лишь в прибрежной полосе. В горных долинах района местное население, по всей видимости, продолжало пользоваться древним языком санигов (к югу от Шахе) и зихов (к северу от Шахе). Сейчас уже вполне определенно можно говорить о прямых унаследованных связях между языком санигов раннего средневековья, языком садша развитого средневековья (Евлия Челеби, 1641 г.) и убыхским языком XIX в.

В XI-XII вв. распространение абазинского языка на Черноморском побережье Кавказа достигло района Новороссийска, но было остановлено встречной волной черкесского языка, что было связано с усилением в этот период черкесских племен. Это усиление особенно стало заметным после спада татаро-монгольского нашествия и разгрома господствовавших в раннем средневековье на большей части Северного Кавказа алан (асов).