Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Фонетика адыгейского языка характеризуется необыкновенным обилием согласных (более 60) и крайней бедностью гласных — в первичных корнях гласных только две: «э» и «ы» краткие. Однако из стяжения слогов могут образовываться и долгие: е, и, а, о, у. Обычный порядок слов в предложении: подлежащее, прямое дополнение, остальные члены, сказуемое. Глагол очень богат формами лиц, чисел, времен, наклонений, залогов. В лексике современного адыгейского языка выделяются первичные корни типа открытого слога, из сочетаний которых образуется большинство адыгейских слов.1 ( Краткие сведения по фонетике языков аборигенного населения Черноморского побережья Кавказа приводятся для подготовки и обоснования топонимических исследований.)

В период Кавказской войны в военных документах часто встречалось наименование племени хакучи, аулы которых располагались в труднодоступных горных котловинах в верховьях рек Псезуапсе и Аше. Существовавшее здесь с давних пор шапсугское Хакучинское общество, получившее название от реки Хакучипсы (приток р. Псезуапсе), с началом многолетней Кавказской войны постоянно пополнялось беженцами из различных адыгейских племен, сюда же стягивались беглые казаки и солдаты русской армии. Хакучи говорили на измененном шапсугском диалекте и этнически составляли единое целое с шапсугами. Причерноморские шапсуги Лазаревского района Большого Сочи и сейчас еще выделяют из своей среды шапсугов-хакучей.

На местах аулов бывшего Хакучинского общества в вер-ховьях Псезуапсе и Аше сейчас никто не живет. В наше время хакучи составляют значительную часть населения Большого Кичмая, несколько семей живет в 1-ом Красноалександровском ауле, а так же в ауле Куйбышевка (Карповка) в долине реки Агой, близ Туапсе.


Абазины

Юго Восточную часть территории Большого Сочи в первой половине XIX в. заселяли абазинские общества, северо-западной границей которых была р. Хоста. Некоторые исследователи включали в состав южных абазин и племя саше, проживавшее в междуречье Сочи — Хоста и имевшее смешанное убыхско-абазинское население.

Еще Евлия Челеби (1641 г.) делил южных абазин на прибрежных и горных. При этом среди прибрежных он выделял в направлении с юго-востока на северо-запад следующие общества: Гечь (в устье Псоу), Арт (в устье Мзымты), Садша, Хамыш (Хоста), Соча, Джембе (Вардане), Бозудук (Якорная щель), Осувеш (Шахе), Ашегали (Аше), Суук-су (Шуюк в районе Макопсе), и, наконец, Котасы (Кадош у Туапсе). За Кота- сы Евлия Челеби упоминает уже черкесское племя Жане. Выходит, что еще в середине XVII в. абазинское население было распространено на Черноморском побережье Кавказа до Туапсе. Через 200 лет после Евлия Челеби, в первой половине XIX в. Торнау выделяет приморскую группу абазин под именем садзов, включая в нее вольные общества Гечь или Гечькуадж (правобережье Псоу), Аредба (в устье Мзымты), Арткуадж или Эсхорипш (в долине Кудепсты), Хамыш (в устье Хосты), Халцис (на правобережье Мацесты), а также Сочипсы или Облагукуадж или Саше (в устье Сочи). Простое сопоставление данных Евлия Челеби и Торнау по приморским абазинским обществам свидетельствует о том, что за двухсотлетний период наименования этих обществ в междуречье Сочи — Псоу практически не изменились.

К горным абазинам Торнау относит общества Ахчипсу (в верховьях Мзымты), Аибга (в верховьях Псоу), Чужгуча (на р. Чвежипсе, впадающей в Мзымту). Эта группа горных абазин с господствовавшей фамилией Маршаниев была известна среди адыгов под именем мдавей или медозюи и названа Торнау медовеевцами. Кроме них Торнау упоминает еще два горных абазинских общества: Чужи (в верховьях Кудепсты) и Чуа (в верховьях Мацесты). «Жители обществ Чужи и Чуа,- писал Торнау, — живущие между собой дружелюбно, называют себя абадзою, не принимая названия садзов…»1. ( Г.А. Дзидзария. Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы XIX века.- М., 1976, с. 105.)