Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

В перечне горных абазин у Евлия Челеби мы также на-ходим названия Ахчипсы (Ахчипсоу — у Торнау) и Чаграй. Последнее, вероятно, сопоставимо с названием Чужгуча, либо под ним скрываются касания всех трех обществ: Чужгуча, Чужи и Чуа.

Все приморские и горные абазины южного склона Западного Кавказа, подобно убыхам, полностью выселились в 1864 г. в Турцию. Лишь несколько мелких абазинских племен осталось проживать на Северном склоне Западного Кавказа.

Современные абазины, насчитывающие до 30 тыс. человек, проживают в предгорьях Главного Кавказского хребта, в верховьях рек Большой и Малый Зеленчук, Кубань и Кума, в пределах Карачаево-Черкессии, а также в районе Кисловодска и в Адыгейской автономной области. Абазинский язык относится к абхазско-адыгской группе иберийско-кавказских языков. Основных гласных в абазинском языке (как и в адыгейском) всего две — «а» и «ы».

Типы абазии. Фото конца XIX века. Из книги "Народы Кавказа", Т.М., 1960

Типы абазии. Фото конца XIX века. Из книги «Народы Кавказа», Т.М., 1960

На основе ассимиляции и слияния «а» и «ы» с полугласными могут образовываться и другие гласные — «е», «о», «и», «у». Абазинский язык имеет очень сложную систему согласных и развитый синтетический строй. Обязательный порядок слов: подлежащее, прямое дополнение, сказуемое. Язык абазин имеет в настоящее время два диалекта: тапантский и ашхарский. В целом современный абазинский язык близок к абхазскому, но содержит много заимствований из кабар-динского, и в фонетическом отношении является одним из наиболее сложных языков нашей страны. Письменность на абазинском языке была создана в 1932 году сначала на латинской основе, а с 1938 года на основе русской графики.

О близости абазинского языка к абхазскому говорил еще Торнау: «В языке абазин, перешедших за снеговой хребет, произошло слабое изменение, сравнительно с чистым абхазским языком, заметное впрочем только для привычного уха, а именно, — утрата буквы «а», прибавляемой в начале каждого существительного…»1. ( 1 ф.ф Торнау. «Воспоминания Кавказского офицера».- Москва, 1864,4. 1, с. 114.)

Язык садзов-джигетов, по-видимому, являлся одним из изолированных диалектов абазинского языка с большими заимствованиями словарного запаса из убыхского языка. Исследованиями советского лингвиста А.Н. Генко, по данным расшифровки материалов Евлия Челеби, установлено, что еще в середине XVII века язык «садша», на котором говорили предки садзов-джигетов, был очень близок к языку убыхов XIX века. Это, пожалуй, единственное свидетельство о характере джигетского языка. Никто не занимался его исследованиями ни в период пребывания джигетов на Кавказе, ни, тем более, после их выселения в Турцию, где этот маленький народ (до 20 тыс. человек) ассимилировался еще быстрее, чем убыхи.


 

2. УБЫХИ

 

В исторической литературе по Черноморскому побережью Кавказа об убыхах имеются лишь отрывочные сведения, касающиеся в основном периода Кавказской войны (1830 — 1864 гг.). Полное выселение убыхов в Турцию весной 1864 года, после капитуляции их в самом конце Кавказской войны, последующая почти полная их ассимиляция там и потеря убыхского языка, не имевшего письменности и оставившего лишь слабые следы в трудах отдельных исследователей, в совокупности составили значительные трудности в изучении этого своеобразного народа, заметно выделявшегося во многих отношениях в окружающей адыго-абхазской среде. Положение усугубляется почти полным отсутствием памятников материальной и духовной культу ры убыхов, как в СССР, так и в Турции. Лингвистов поражает своеобразие убыхского языка, занимающего особое место в западной группе иберийско-кавказских языков и отличающегося как от адыгейского, так и от абхазского языков, т.е. языков народов, окружавших убыхов в течение многих столетий до выселенния с Кавказа.