Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Этнографы уже более столетия пытаются выработать сколько-нибудь обоснованную версию этнического происхождения убыхов. Историков удивляет необыкновенная во-инственность этого малочисленного (около 50 тысяч человек) народа, на протяжении более 30 лет явившегося цементирующим ядром западнокавказских племен в их оборони-тельной войне против экспансии царизма на Кавказе в сере-дине XIX века.

Еще П.К.Услар отмечал, что «в литературе кавказской этнографии, скудной фактами, но обширной по объему, убыхи играют весьма странную роль. То называются они племенем совершенно особым от адыгов и абхазцев, то причисляются к адыгам, то к абхазцам. Каждое из этих разноречивых показаний основано не на положительных данных, а исключительно на показаниях соседних с убыхами туземцев, которые, конечно, столько же могут судить о коренном сходстве или различии языков, сколько о сходстве и различии геологического происхождения своих гор»1.

Академик Дубровин, еще в 1871 году опубликовавший первую монографию о черкесских племенах, переизданную в сокращенном виде в 1927 году, отметил, что «по происхож-дению и языку, убыхи вовсе не принадлежат к племени адыге, но по нравам, обычаям и, наконец, по всеобщему употреблению у них черкесского языка наряду с природным языком, должны быть причислены к группе черкесских племен» 2.

По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апех или просто пех.3 ( 1 П.К. Услар. «Этнография Кавказа». Языкознание. Абхазский язык, статьи. V. «О языке убыхов»,- Тифлис, 1887, с. 76.

Н. Дубровин. Указ, соч., с. 22-23.

П.К.У с л ар . Указ, соч., с. 75.)

Происхождение (этимологию) этого названия Услар считал неясным. Наиболее близким для объяснения из известных нам убыхских (по заявлению самого Услара) слов являются: аппе — дверь и апьохое — река. Из них первое — «аппе», пожалуй, более близко к «апех», так как по одному из основных правил убыхской фонетики после приставки «а» обычно следует удвоенная согласная, т.е. «апех» может быть и «аппех» от которого пошло черкесское уббых. В слове апьохое, являющемся составным, первая часть «апьо» по произношению почти идентична аппе. Вторая часть «хое» вероятно имеет происхождение от шапсугского «хе» — идет (течет) вниз, к морю. «Хе» — конечная часть многих наименований рек (Шахе, Псахе и др.). «Аппе» — дверь, но в смысловом значений это может быть ворота или ущелье (теснина). Т.е. «апьохое» в дословносмысловом переводе будет означать «текущая из ущелья в море». В таком случае самоназвание убыхов «апех» или «пех» может означать «люди ущелий (гор)» или «выходящие из ущелий (гор)».

В период Кавказской войны убыхор и абадзехов называли «истинными горцами». Приведенное объяснение соответствует и фактическому размещению коренного убыхского населения первой половины XIX в. в труднодоступных котловинах средних и верхних течений причерноморских рек в междуречье Шахе — Хоста.

Интересно отметить, что один из крупных аулов в окрестностях Сочи (в долине р. Псахе) назывался Апохуа, т.е. селение убыхов. Норвежский этнограф X. Фогт, кроме термина убых (аубых) указывает термин туахы, который в источниках первой четверти XIX в. служил абхазским названием страны убыхов Туахы.

Немецкий лингвист А. Дирр отмечал, что в начале те-кущего столетия абхазы не употребляли названия убых, а использовали для обозначения этого народа этноним садзуа (асадзуа), т.е. считали убыхов и джигетов одним народом. Чаще различные убыхские общества именовались по господствовавшим в них дворянским фамилиям: Агвхаа (агвацы низовьев Мацесты), Аублаа (убыхо-абазины современного центрального района г. Сочи), Чизмаа (убыхи долины Псахе), Хамыш (убыхо-абазины района Хосты) и т.д.

Располагаясь на территории между адыгами и абхазами и являясь в этническом и лингвистическом отношении как бы промежуточным звеном между ними, убыхи занимали совершенно особое место в западной группе иберийско-кавказских народов. В силу тех же обстоятельств они не были этнически однородны и подразделялись на несколько племенных сообществ, отличавшихся друг от друга по территориальному, экономическому и политическому признакам и сохранявших некоторые лингвистические особенности.1