Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

А.Н. Генке. «О языке убыхов». Известия АН СССР, VII серия, отд. гуманитарных наук, №3,1928, с. 229.)

Затем уже в 1641 г. Евлия Челеби пишет о племени Waipigha (в транскрипции Хаммера — англ.), которое последующие исследователи считают убыхами. Но у Белля Waja — это псезуапсинское племя гоайе (гои) — подразделение причерноморских шапсугов, a pigha, видимо, производное от пех — самоназвание убыхов. Т.е. Waipigha может означать смешанное шапсугско-убыхское население междуречья Псезуапсе — Шахе.

Возможно, что наиболее раннее упоминание об убыхах — брухах содержится в «Перикле» безымянного автора V в. и аключено в названии р. Брухонта, одновременно названой также Мизигом.1

В последней угадывается название наиболее крупной реки сочинского побережья Мзымты (Мизимты).

В источниках XVIII в. название убыхов упоминается уже тще и обычно в форме адыгского их наименования «уббых» зли «убых». С этим именем вероятно имеют связь и два названия, приводимые Пейсонелем в середине XVIII века при перечислении им племен, населявших в тот период Черно-морское побережье Кавказа; это этнонимы Онбеш и Шаша. В первом усматриваются те же убыхи, а во втором — племя <садша», отмеченное еще Евлия Челеби, и приморское племя саше со смешанным убыхо-абазинским населением.

В клинописных записях ассирийского царя Тиглатпаласара I (1112 г. до н.э.) упоминается северная страна Хаб- хи (Хапхи), располагавшаяся на берегах Верхнего (северного), т.е. Черного моря. Ш.Д. Инал-ипа предполагает (в качестве рабочей гипотезы), что в этом названии возможно кроется корень названия «Абхазия» или самоназвания убы- чов — пех (апех).2 (1ДИ, 1948, 4, с. 230, 231. Ш. Д. Иналипа. «Вопросы этно-культурной истории абхазов». Сухуми, 1976, с. 111.)

Совершенно определенно имя убыхов попадает в научную литературу лишь в конце XVIII века, после академических экспедиций Гюльденштедта в 1774г. и Далласа в 1793- 1794 гг. Оба исследователя причисляют убыхов к абазам и указывают их местопребывание к югу от племени Туби (абадзехи), что соответствует территории расселения убыхов и в первой половине XIX в.

Гюльденштедт в местах расселения убыхов называет общество Сахи, которое также сопоставимо с Садша, а может быть и с позднеантичными и раннесредневековыми санигами, проживавшими на той же территории. Затем Потоцкий в 1797 году (публикация 1829 г.) говорил об убыхах, как о народе совершенно отличном от черкесов и абазгов. Клапрот, совершивший путешествие по Кавказу в 1807-1809 гг., считал убыхов племенем, родственным абадзехам и ошибочно локализовал их в верховьях рек Белой и Псаха (вероятно Пшеха), т.е. на северном склоне Западного Кавказа. Первые более подробные сведения об убыхах мы находим у Л.Я. Люлье, несколько лет прожившего среди горцев Черномор-ского побережья Кавказа: «Между землями, населенными с одной стороны Натухаджами, а с другой стороны Джигетами, находится отдельное племя Убыхи. Из них прибрежных черкесы называют Абадзе; живущих же на верховьях речек к хребту именуют Убыхами. Жилища их расположены на следующих речках в долинах, примыкающих к морю: а) Зюебзе (Буу — В.В.), в) Лоу или Лоупь, с) Ниге(Нижи — Уч-Дере — В.В.), d ) Батхь (Битха — В.В.), е) Дагомепсе.., f) Психе или Мамай (все это коллективно урочище Вардане); g) Саше или Сочи, ДХамишь или Хоста (эти две — урочище Саше)…»1

В предисловии к русско-черкесскому словарю (Одесса, 1846 ) Люлье писал об убыхах: «…сей последний народ имеет свой особенный язык, не сходный ни с языками Адиге, ни с Абхазским. Это ныне язык черни, употребляемый в горных ущельях и у берега моря. Это наречие выходит из употребления и со временем исчезнет. Дворяне убыхские все говорят адигским языком, но многие из них из простолюдинов, в этом крае, находясь по топографическому положению своему в соседстве к югу с абхазцами, говорят также свободно и на языке соседей»2. Ад. Верже, видимо, пользуясь данными Люлье, повторяет эти сведения и делит территорию расселения убыхов на три области: а) собственно Убых, которые живут в верстах 20 от морского берега между верховьями р.р. Хоста и Шахе…, б) Саше, между р. Хоста и долиной реки Соча включительно.., в) Вардане (от долины р. Соча) и Сюепсе (Буу — В.В.) с ее притоками включительно 3. Здесь же Берже говорит, что племя Саше пользуется вольностью, упорно отстаивая свою независимость.., народ вообще воинственный. ( Л.Я. Люлье. Указ, соч., с. 9-10.