Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

П.Невский. «Кубанский край в 1864 году», газета «Кавказ», 1868, №100.)

Если судить по тому, что черкесская экспансия в XIII- XIV вв. была направлена преимущественно на восток вдоль северной покатости Кавказа, а не на юго-восток, вдоль Черноморского побережья Кавказа, где климат мягче и природные условия более благоприятны для проживания людей, то можно предположить, что это направление было закрыто для адыгов каким-то сильным племенем.

В тот период убыхи заселяли, по-видимому, более об-ширные территории по южному склону Западного Кавказа, возможно вплоть до Гагринского массива, о чем свидетельствуют данные топонимики этого района. Некоторые исследователи считали садзов-джигетов убыхами, перешедшими на абазинский язык в период XVIII — первой половины XIX вв., но сохранившими родственные, политические и культурные связи с убыхами вплоть до середины XIX в. Об этом же свидетельствует существование в XIX веке племени саша (садша), смешанного убыхско-садзского происхождения. Само название садзов тесно связано с названиями саша-садша. Название джигетов дано этому племени грузинами, которые всех абазин, убыхов и адыгов, проживавших к северо-западу от Бзыби (Гагр) называли «джихами», отсюда и название «джигеты».

Интересно, что еще в начале XIX века, по свидетельству Люлье, абхазы называли убыхов, как и джигетов, «садзен».

На основании лингвистических исследований А.Н. Генко приходит к тем же выводам, произведя анализ и сравнение имевшихся данных по убыхскому языку 2-ой половины XIX и начала XX веков и лингвистического материала языка Садша, собранного в XVII веке Евлия Челеби.

Евлия Челеби в 1641 г. участвовал в походе турецких войск против донских казаков, незадолго до этого захвативших Азов. Турецкие войска продвигались от устья реки Чорох вдоль всего Черноморского побережья Кавказа вплоть до Анапы, плывя на «лезгинских» (лазских) лодках. Плавание совершалось медленно с частыми остановками на берегу и Евлия Челеби имел возможность довольно подробно ознакомиться со всеми племенами, жившими в то время на побережье.

Основной текст, касающийся языка Садша в материалах Евлия Челеби (в переводе Хаммера) дает интересные сведения, объясняющие причину односторонней экспансии шапсугов только к северо-западу от Шахе: «Область Садша — область Сиди-Ахмет-Паши. Вследствие торговых отношений с находящимся на северной стороне черкесским племенем (имеются в виду абадзехи — В.В.), они (т.е. жители области Садша) прекрасно знают по черкесски и по абазски.

Их семь тысяч храбрых и могучих богатырей. Их гнева и злобы постоянно остерегаются черкесы и абазы. Вследствие сохранения со стороны племени Арт мирных отношений, они привозят в гавань Артлар рабов и воск и торгуют…»1 ( А.Н. Г е н к о . Указ, соч., с. 237.)

При этом положение племени садша указывалось совершенно определенно — к северу от племени Арт, занимавшего низовья Мзымты и Кудепсты, т.е. в пределах этнической территории расселения убыхов середины XIX века. Лингвисти-ческие исследования А.Н. Генко позволили ему сделать вывод, что жители племени Садша в середине XVII века говорили на убыхском языке, который был распространен в то время на значительно большей территории, чем через 200 лет, т.е. в середине XIX века. При этом границей садша — убыхского языка служил естественный природный барьер — Гагринский хребет, к югу от которого господствовал абхазский язык. В последующий двухсотлетний период под влиянием сложных этнических процессов, происходивших на побережье, и под воздействием черкесского, абхазского и абазинского языков, происходило постепенное вытеснение убыхского языка и локализация его в горных долинах междуречья Шахе — Хамыш (Хоста).