Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Американский ученый Юлиус фон Месарош утверждал о теснейшей генетической связи убыхекого языка с древне-анатолийским (хаттским) языком, подчеркивая особую близость грамматического строя этих языков. Месарош отмечал, что национальный бог убыхов Уашхва поразительным образом сохранил в себе с дохристианских тысячелетий до настоящего времени имя хаттского бога Уашха. 2 ( Ш.Д. Инал-ипа. «Вопросы этно-культурной истории абхазов». Сухуми, 1976, с. 145.

Ш.Д. Инал-ипа. Указ, соч., с. 158. (Ссылка на Ю. Месароша. «Убыхский язык», Чикаго, 1934). ) По данным Месароша уашхва (или уашхуа) в переводе с убыхекого означает гром, молния, бог. У Дюмезиля же «уашхва» переводится уже однозначно как «бог», по всей видимости «бог грома и молнии».

Интересно отметить, что до настоящего времени на тер-ритории Большого Сочи сохраняются характерные топонимы, с которыми очень близко созвучно название бога Уашх- ва-Уашха. Это прежде всего название правого притока реки Сочи, р. Уишха, берущей начало на южном склоне г. Амуко. Названия целого ряда господствующих вершин как Главного Кавказского хребта, так и его отрогов содержат адыго-абхазскую основу шха (шхва, шва) со значением «главный, верховный и т.п.»

Многие сочинские (в основном, головинские) шапсуги, пересказывая семейные предания свидетельствуют, что убыхский и шапсугский языки были взаимопонимаемы и между этими народами, особенно в долине Шахе, существо-вали тесные контакты и брачные связи.

В семейных преданиях некоторых шапсугов Лазаревского района Большого Сочи утверждается об их убыхском происхождении. Так, представители фамилии Черен, проживающие в 1-ом Красноалександровском ауле и считающие сей-час себя шапсугами, помнят, что их предки были убыхами.

Таким образом, убыхи, занимавшие во многих отношениях промежуточное положение между абхазами и адыгами, являлись наиболее древним аборигенным населением Западного Кавказа. В течение многих столетий, вплоть до середины XIX в., убыхи сохраняли свою социальную, культурную, языковую самобытность и национальное самосознание, чему способствовала труднодоступность территории их расселения.

Благодаря «законсервированности» горной Убыхии от внешних воздействий здесь сохранилось своеобразное военно-демократическое устройство, начало формирования которого относится к середине I тыс. до н.э. Волны великих переселений народов почти не затронули Убыхию и большую часть черноморского побережья Кавказа. Античная греко-римская колонизация берегов Черного моря почти не оставила здесь следов. Гуннское, хазарское и татарское нашествия прошли стороной, оказав лишь косвенное влияние, когда под натиском этих завоевателей северными соседями убыхов оказались аланы, загнанные с равнин северного Кавказа в горы.

Занимая срединную часть Западного Кавказа, убыхи испытали воздействие и влияние лишь нескольких иммиграци-онных волн соседних народов, носивших в основном характер мирной экспансии и не повлекших за собой сколько-нибудь существенных перемещений людских масс. В V—IX вв. н.э. со стороны северного склона Западного Кавказа убыхи граничили с аланами. В этот период под натиском болгар и хазар какие-то группы алан несомненно продвинулись на южный склон, на территорию Убыхии, смешались здесь с або-ригенным населением, а затем полностью ассимилировались.

В VII-XII вв. приморская часть Убыхии, и в некоторой степени, видимо, горная (юго-восточная) ее часть, подверглись сильной абхазизации с формированием абазинской на-родности, распространившейся вплоть до крайней северо-западной части южного склона Западного Кавказа, т.е. до района Анапы — Новороссийска.

В XIII-XIV вв. начинается экспансия черкесских племен с Таманского и Абрауского полуостровов и постепенное вытеснение ими абазинского населения с южного склона Западного Кавказа на его северный склон. При этом основная часть аборигенного населения оставалась на своих землях, лишь переходя на черкесский язык, который к началу XIX в. распространился до Шахе. Далее к юго-востоку, в пределах Убыхии, население приморской полосы наряду с черкесским, пользовалось и убыхским языком. В горной же Убыхии основная масса населения продолжала пользоваться только убыхским языком.