Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

 

4. СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ УБЫХСКОГО ОБЩЕСТВА

У убыхов, более чем у их соседей абазинских и адыгейских племен, действовали пережитки общинно-родового устройства. Они никогда не имели каких-либо властей, единственным политическим началом, объединявшим их в единое целое, была необходимость военного объединения для совершения грабительских набегов, а в период Кавказской войны и обороны от русских войск. В целом же это было анархическое общество, в котором, во-первых, каждый свободный человек имел право носить и употреблять оружие и во-вторых, лица одной фамилии несли общую ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.

Беллем отмечалась у приморских убыхов и абазин свое-образная общественная организация, названная им «братством», в состав которого входило несколько родов, происходивших от общего корня и считавших себя кровными родственниками.

Описывая кровную месть у западнокавказских племен, Торнау свидетельствует, что мстить обязаны были даже самые дальние родственники убитого, а сила и значение рода зависели от числа кровомстителей, которых данный род может выставить.1

Как и у соседних адыгейских и абхазо-абазинских племен, у убыхов «существовали обычаи экзогамии, трудовой взаимопомощи, большого уважения и почитания старших, умыкания невест, усыновления чужеродцев, аталычества» .

Убыхские аулы были разбросаны по горам, на различных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в одной долине, составляли общину. Жители выбирали одного из своей среды, обыкновенно самого старого, для обсуждения незначительных споров, которые не стоило доводить до обсуждения на народных собраниях. Старшина этот в военное время становился обыкновенно и военным предводителем, и нередко случалось, что простой старшина подобного рода имел гораздо большее влияние, чем представители знатных семейств. Влияние старшины определялось количеством выдвинувших его аулов и зависело еще от личной храбрости и особенно от набожности должностного лица. Если это был хаджи, т.е. совершивший паломничество в Мекку, то влияние его было очень велико. Если в долине проживал известный дворянский род, то обыкновенно из такого рода выбирались наиболее храбрые и видные представители для управления военными и гражданскими делами, и в этом случае избирательная должность делалась почти наследственной. Так, у горных (истинных) убыхов военная и политическая власть из поколения в поколение сохранялась у представителей знаменитого дворянского рода Берзеков.

У сочинских приморских убыхов главенствовал род Аубла (Облагу), у убыхов Вардане — дворянский род Дзиаш (Дзейш).

Наиболее важные вопросы жизни горских общин реша-лись на народных собраниях, на которые выбирались депутаты от всех населенных пунктов Убыхии, часто от отдельных больших фамилий и родовых союзов. При необходимости решения военных и политических вопросов приглашались зачастую представители соседних и дружественных убыхам в XIX веке абазинских и западноабхазских племен. Наиболее близкие и, в определенной степени, родственные отношения убыхи имели с джигетскими родовыми общинами и медовеевцами, а также с некоторыми абхазскими и шапсугскими родами.

Народное собрание взрослых свободных мужчин счита-лось высшей властью убыхских общин. На народных собра-ниях решались вопросы войны и мира, избирались общинные старейшины, вершились судебные дела, принимались важные хозяйственные решения. Собрания обычно происходили в местах отправления культов (священные рощи и деревья).1 (1Л. И. Лавров. «Этнографический очерк убыхов», с. 18.)

Фонвилль, наблюдавший жизнь убыхов общества Вардане и бывший военным консультантом у местного предводителя Измаила Баракая Дзиаша, приводит в своих записках красочное описание одного из убыхских народных собраний, состоявшегося во второй половине 1863 года в верховьях долины р. Лоо, на обширной поляне, с давних времен служившей местом проведения народных собраний, массовых торжеств и праздников.