Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

«В одно прекрасное утро рабы Измаил-Бея привели к нам лошадей и мы отправились для присутствования на одном большом митинге, или народном собрании, на котором должно было обсуждаться положение дел края. После часа езды в горы, мы приехали на довольно обширное плато, на котором уже было собрано 500 или 600 черкесов. Со всех сторон подходили другие, и в самом непродолжительном времени всех собравшихся было около 4 тысяч человек. Горды были в полном вооружении и верхами; затем, сойдя с лошадей и привязав их к деревьям, они образовали круг, в середине которого поместились начальники, сидя на соломенных связках. Водворилась тишина и заседание открылось. Первым говорил Измаил-Бей; речь его была довольно длинна; по окончании ее, ответив на несколько сделанных ему возражений, Измаил-Бей передает слово другому. Ораторы сменяются, собрание волнуется, поднимаются разные вопросы, возбуждаются споры. Нам уже приходит мысль, что прениям этим никогда не будет конца, как вдруг, как-бы по мановению жезла, снова восстанавливается мертвая тишина. Эта сцена повторяется несколько раз, и таким образом, в продолжение двух часов, мы были свидетелями, так сказать, натурального парламентаризма. Наконец, круг расстраивается, мы полагаем, что заседание окончено, но ни чуть не бывало, все взоры обращаются в одну сторону, на дерево, по которому один член вскарабкивается с необыкновенной поспешностью.

Достигнув вершины, он умащивается там самым комфортабельным образом и начинает оттуда держать какую-то речь, которую, однако, все слушают с полным благоговением. Индивидуум этот, так высоко взгромоздившийся, объявил постановления собрания, и нам сказали потом, что решения собрания не могут быть действительны и законны без этого обряда. Решено было призвать всех убыхов к оружию в самый короткий срок. Каждый аул обязан выставить одного экипированного воина и кормить его в продолжение всей кампании1. Когда таким образом общественное дело было порешено, собрание приступило к разбору частных дел. Снова составился круг и скоро несколько дел были обсуждены; большая часть их касалась воровства. По выслушании показаний обвинявших, обвиняемых и свидетелей, собрание объявило свой приговор, а герольд отправился на дерево для утверждения этого приговора.

Эти митинги представляют собою единственную власть в стране, потому что начальники, хотя вообще и очень уважаемые, не имеют, однако, никаких прав. Все свободные черкесы, богатые и бедные, равноправны и одинаково подчиняются постановлениям и решениям народных собраний.»2 ( Здесь под аулом подразумевается отдельная горская усадьба.

А. Фонвиль. «Последний год войны в Черкесии за независимость 1963-1964 гг.». Из записок участника-иностранца. Краснодар,- 1927 г., с. 12-13.)

В завершающий период войны на Западном Кавказе (1860-1864 гг.), в условиях усилившегося напора русских войск и угрозы потери независимости, перед горцами встала задача создания межплеменного органа управления с целью координации военных действий разрозненных горских обществ. Так возник своеобразный черкесский или убыхский парламент, в котором главенствующую роль играли убыхские военные предводители. Комплекс зданий убыхского парламента (меджлиса) был воздвигнут в 1861 г. на левобережье приустьевой части долины р. Мамайки (Псахе).

Рабы в горской усадьбе. Фонды СМК-О-л-1731/1.

Рабы в горской усадьбе. Фонды СМК-О-л-1731/1.

В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские шапсуги и садзы-джигеты, еще не имели установившихся феодальных отношений. Хотя несомненно феодальная тенденция существовала, скрытая под покровом патриархальных родоплеменных отношений. В то же время и рабство в Убыхии в своем развитии не вышло за пределы патриархальных «домашних» форм. Для убыхов не было характерно закабаление; контингент рабов составлялся из захваченных или выменянных иноплеменников, работорговля на Черноморском побережье Кавказа, и особенно на убыхской территории, во все времена имела большое распространение. Но убыхи лишь частично занимались непосредственно эксплуатацией рабов в своем хозяйстве. Рабы в Убыхии были одним из основных экспортных товаров и необходимость постоянного пополнения «живого товара» была главной причиной беспрерывных убыхских воинских набегов на соседние и дальние племена, а в период российской экспансии на Кавказе и на русские военные укрепления на Черноморском берегу и казачьи станицы на Кубани и ее притоках.