Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

По свидетельству Белля самый многочисленный убыхский дворянский род Берзеков состоял из 400 знатных семейств, из которых каждое в отдельности имело от 5 до 20 рабов. В среднем на 10 свободных убыхов приходилось три раба, в то время как у абадзехов и шапсугов соответственно 2 и 1.

По сведениям Т. Лапинского, рабы у убыхов составляли почтя четвертую часть населения, у абадзехов — десятую, у шапсугов — едва двадцатую.

Убыхи, как и соседние с ними горские народы, отличали раба-мужчину от рабыни. Последняя именовалась «хьа-лайк», а первый «кадъера» (Белль), «аккеры» (Услар) или «гэрэ» (Дирр). Последнее название напоминает абазинский термин для крепостного — «грыуа» и абхазский «агыруа» с тем же значением. Убыхи не видели сколько-нибудь значительной разницы между домашним рабом и рабом, посаженным на землю, т.е. крепостным, и поэтому называли того и другого одинаково. Рабы использовались для домашних работ, в отношениях с хозяевами было много черт патриархальности. Богатство убыха определялось числом рабов- крепостных, в то время как в других местах его исчисляли количеством быков и баранов. Уровень развития рабства и крепостничества в Убыхии был крайне низок. Сообщая о рабах и крепостных в Убыхии середины XIX века, различные исследователи говорят, что большинство их было вооружено, нередко они вместе с владельцами принимали пищу за одним столом, продавать их можно было лишь с их согласия, иногда они имели право перехода к другому владельцу.1

Наиболее многочисленной группой населения Убыхии были свободные общинники — вагъышв (вагыш — у Дирра, вараши — у Бенедиктса), которые формально были свободны от каких-либо повинностей по отношению к господствовавшим слоям убыхского общества.

Однако военная племенная верхушка убыхов в определенной степени узурпировала власть и над «вольными» горскими общинами. При этом личная зависимость низших слоев от горской старшинской верхушки маскировалась обычаями и псевдородственными связями, выражаясь в форме натуральных приношений, «добровольных» взносов, «дарений» и других форм «родовой взаимопомощи».

Патриархально-общинные традиции у убыхов были еще очень велики и выражались в пережитках аграрного коммунизма (родовые пастбища), в сохранении в горских общинах родовых поселков, в существовании общинной администрации (старейшины), родового права и патриархальной морали. По утверждению А. Фадеева, «причина слабого развития феодальных тенденций заключалась в обилии неосвоенных земель и низкой плотности населения, с одной стороны, и в наличии широкой возможности военного грабежа на стороне — с другой»2. ( Л. И. Лавров. «Этнографический очерк убыхов», с. 19-20.

2 А. Фадеев. Указ.соч., с. 139.)

Таким образом, применявшееся во многих источниках название «дворянство» для феодализирующейся убыхской племенной знати было условным.

Сформировавшаяся в результате разложения общинно-родовых отношений и появления имущественного неравенства в убыхских общинах родоплеменная знать по-убыхски называлась куашхъа» (куошха — у Дирра, кош- ха — у Бенедиктса).

Куашхъа выделялись среди свободного населения знатностью своего происхождения и богатством. Односторонне используя старинный обычай трудовой взаимопомощи, они в определенной степени эксплуатировали свободных общинников. Куашхъа, возглавлявшие приморские общины, систематически получали подарки от купцов, что являлось своего рода обязательной пошлиной. Так, куашхъа общины Су-бешх (устье Шахе) оправдывали свое право на получение этой пошлины древним народным постановлением, которое предоставило им право собирать ввозную пошлину в память о геройском подвиге одного из предков субешхских куашхъа, легендарного Маго.

По сложившейся традиции со времен Кавказской войны куашхъа в русской литературе именуются как старшины, редко дворяне. К наиболее родовитым куашхъа принадлежали убыхские фамилии: Облагу или Аубла (устье Сочи), Берзек (горная Убыхия и устье Шахе), Чизма или Чизмогуа (Псахе — Мамайка), Дзепш или Дзиаш (Вардане — Лоо), Десчен или Дишан (среднее течение Шахе — Бзыч), Хамыш (Хоста).