Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

То обстоятельство, что ко времени высадки русских десантных войск на Черноморское побережье Кавказа в прибрежноморской полосе осталось мало населенных пунктов, послужило в последующем для ряда исследователей к неверному выводу о том, что убыхи и причерноморские шапсуги вообще не селились на Берегу моря из-за плохих климатических условий. Это может быть признано лишь частично для заболоченных, опасных малярийным заражением устьевых частей некоторых крупных рек побережья и приморских низменностей, например, Адлерской (долина Лиешь).

Ценные сведения о военной организации убыхов оставил нам первый абхазский этнограф С.Т. Званба, в сороковые годы XIX века служивший в должности джигетского пристава. Джигетское (садзское) приставство протягивалось от Гагр почти до Сочи, но объединяло только население в узкой прибрежной полосе; оно было образовано в 1840 году и причислено к Абхазии в 1841 году. Именно в этот период Званба имел возможность непосредственно наблюдать и изучать военную жизнь убыхов, особенно во время карательных экспедиций на территорию Убыхии.

С.Т.Званба. Линогравюра В.Делба. 1969 г. Из книги Г.А. Дзидзария «Декабристы на Кавказе»

С.Т.Званба. Линогравюра В.Делба. 1969 г. Из книги Г.А. Дзидзария «Декабристы на Кавказе»

В августе 1848 года, как «военный специалист по Убыхии и Джигетии», С.Т. Званба выступал посредником в переговорах между гарнизоном Навагинского форта и окрестным убыхским населением с целью прекращения многолетней войны. Результатом наблюдений и исследований того периода и явилась опубликованная в 1852 г. («Кавказ», №33) оригинальная работа С.Т. Званбы «Зимние походы убыхов на Абхазию». По отзыву проф. М.О. Косвена, значение этой работы для современной науки неоценимо, так как она и по настоящее время осталась единственной специальной статьей о военной жизни убыхов, написанной по результатам непосредственных этнографических исследований в среде убыхов до выселения их с Кавказа. Однако работа С.Т. Званбы «Зимние походы убыхов на Абхазию», опубликованная еще задолго до окончания Кавказской войны, подобно многим публикациям того времени о горцах Кавказа, носила тенденциозный характер и, видимо, немало способствовала распространению и утверждению мнения в среде военной администрации на Кавказе и у царского правительства об убыхах как о разбойничьем народе, ведшем паразитический образ жизни, добывавшем себе средства к жизни постоянными набегами на соседние и дальне племена.

В конечном итоге, в завершающий период Кавказской войны (1861-1864 гг.), наряду с необыкновенным упорством убыхов в борьбе а свою независимость, это мнение заставило царское правительство весьма ультимативно отнестись к убыхам, когда ши, капитулируя перед русскими войсками, просили дать им возможность остаться жить на родной земле, подобно абхазам и горцам Восточного Кавказа (кстати горцы Дагестана и Чечни сражались с русскими войсками с неменьшим, чем убыхи, ожесточением). Однако наместник Кавказа с одобрения Александра II предначертал расселить убыхов на берегу Азовского моря, что на убыхских народных собраниях было категорически отвергнуто; предпочтение было отдано эмиграции в единоверную Турцию.

Перед выступлением в военный поход убыхского отряда избирался предводитель, которым мог стать только человек, известный своей храбростью, независимо от его происхождения, имевший опыт многих военных походов и про-явивший примеры мужества и распорядительности. Он должен был иметь отличное здоровье, крепкое телосложение, мог переносить холод и голод и служить всем воинам примером в перенесении невзгод и трудностей в походах.

Избранный на время похода предводитель пользовался безусловным повиновением, в другое, мирное, время власть его не признавалась совершенно. Участвовавшие в походе должны были иметь с собой необходимую одежду и съестные припасы. В зимних походах одежда каждого воина состояла из бурки, башлыка и полушубка, двух или трех пар обуви из сыромятной воловьей кожи, нескольких пар теплых носков, сшитых из войлока или горного сукна. Из продуктов бралась обычно месячная норма пшена (гомия), копченого мяса, сыра, масла, вареного на меду теста, соли и перца. Кроме оружия каждый убыхский воин в зимних походах должен был иметь с собой пару лыж. Для перевозки провизии и прочих тяжестей не брали ни лошадей, ни вьючного скота, а все необходимое в походе каждый воин нес на себе. От этого никто не освобождался, какого бы знатного происхождения он не был. Один только предводитель не нес на себе тяжестей, так как во время похода должен был постоянно передвигаться от одной части отряда к другой.

В назначенный срок выступления отряда, на сборном месте предводитель производил смотр одежды и провизии каждого воина; плохо подготовившиеся к походу изгонялись из отряда.