Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Учитывая, что пленных всегда было меньше, чем убыхских воинов, после продажи или выкупа пленных выручка делилась между участвовавшими в походе поровну. После раздела добычи отряд расходился со сборного места по своим аулам, подходя к которым убыхи пели победные песни, стреляли из ружей и пистолетов, чем давали знать своим родным и аульчанам о благополучном окончании похода.

Об убитых и взятых в плен извещали родственников следующим оригинальным способом, предусмотренным установленными обычаями: один из участвовавших в походе приближался к сакле убитого или взятого в плен, становился на возвышенном месте, вызывал одного из семейства и спрашивал у него: возвратился ли из похода такой-то? Это означало, что названный воин не возвратился, что не возвратится он никогда, что в чужой земле надругаются над его телом враги. И тогда в семействе убыха начинался плач и громкие рыдания словно на похоронах.1

И странными кажутся утверждения В.П. Пачулиа, что убыхская мать «не оплакивала погибшего сына, она гордилась тем, что он храбро сложил голову»2. ( С.Т. 3 в а н б а . «Зимние походы убыхов в Абхазию». Этнографические этюды.- Сухуми, 1955 г., с. 50-54.

В.Пачулия . «Черноморское побережье Кавказа».-Москва, 1971 г., с. )

Некоторые сомнения вызывает утверждение С.Т. Званбы о возможности стать предводителем у убыхов любому заслуженному и опытному воину. По имеющимся историческим сведениям, начиная с 1825 года и кончая переселением убыхов в Турцию в 1864 году, предводителями убыхов во всех их набегах, походах и оборонительных боях против русских войск были представители многочисленной дворянской фамилии Берзеков, известной на всем Западном Кавказе.

В 1825 году в трагическом походе убыхов на Абхазию, когда более чем тысячный отряд их был почти полностью истреблен (в живых были оставлены лишь несколько человек — «черных вестников», которые по обычаю отпускались живыми и должны были вернуться в свои аулы, чтобы известить о гибели отряда), предводителем убыхов был Сааткерей Адагва-ипа Берзек. Далее известно, что в течение двадцати лет убыхскую военную организацию возглавлял брат Сааткерея Берзека знаменитый Хаджи-Берзек Адагва-ипа, отличавшийся неукротимой энергией, необыкновенной отвагой и воинским умением и проявивший себя как политический деятель, приложивший много усилий для объединения западнокавказских племен в борьбе за независимость.

Из-за преклонного возраста в 1844 году, когда Хаджи-Берзеку исполнилось 83 года, он отстранился от военной и политической деятельности и отправился во второе паломничество в Мекку, вскоре после возвращения (в начале  1845 г.) умер в своем родовом ауле Мутыхуа, находившемся в среднем течении долины реки Сочи в районе современного села Пластунка.

Молодой абхазский князь Михаил Шервашидзе и его аталык - Хаджи-Берзек Докум-Оку — предводитель горных сочинских убыхов в период с 1830 по 1845 годы. Фонды СМК В-ф-1003/1

Молодой абхазский князь Михаил Шервашидзе и его аталык — Хаджи-Берзек Докум-Оку — предводитель горных сочинских убыхов в период с 1830 по 1845 годы. Фонды СМК В-ф-1003/1

После Хаджи-Берзека Адагва-ипы (Докум-оку — по Беллю) место предводителя убыхов занял его племянник Берзек Керантух, который после паломничества в Мекку в 1846 году также получил почетное звание хаджи и стал именоваться Хаджи-Берзек Керантух, а в последние годы Кавказской войны в русских военных документах он именовался просто Хаджи-Берзек (как и его дядя), или Хаджи Догому- ков (производное от Докум-Оку).

Берзек Керантух при жизни своего дяди почти не участвовал в боях против русских войск, возглавляя иногда лишь грабительские набеги на соседние племена. Связано это было с тем, что еще в 1840 году он, подобно многим другим представителям дворянских и княжеских фамилий на Кавказе, получил офицерский чин и жалование (пенсию), чем царское правительство надеялось умерить воинственный пыл горцев. Однако к концу сороковых годов, когда при Магомед-Эмине (наместнике Шамиля на Западном Кавказе) значительно усилилось влияние мюридизма на убыхов, Керантух изменил военной присяге и с большой энергией возглавил сопротивление убыхов русским войскам, особенно в последние годы Кавказской войны (1861-1864 гг.). А во время переселения убыхов в Турцию Хаджи-Берзек Керантух приложил много сил и энергии, подобно другим убыхским старшинам (Хаджи Бабукову, Измаилу Баракаю и др.), чтобы ни один убых не остался на родной земле.