Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

3 А.Н. Дья чков-Тарасов. «Гагры и их окрестности». ЗКОРГО, кн. XXIV. Тифлис, 1904 г., с. 65.)

У Айвазовского И.К., плававшего на десантных судах вместе с Лазаревым М.П. и Раевским Н.Н. вдоль Черноморской береговой линии в конце тридцатых годов прошлого века, имелась картина под названием «Лодка черкесских пиратов», экспонировавшаяся вместе с другими картинами художника на Парижской выставке в 1843 году и удостоенная награды.

Еще Аристотель в своих заметках в «Политике» указывал на разбойничий образ жизни ахеян и гениохов, населявших Черноморское побережье Кавказа в раннеантичное время.

Их пиратская активность была чрезвычайно велика и представляла опасность в пределах всего Черного моря. Боспорский царь Эвмел, по сообщению Диодора, вел борьбу с пиратами, среди которых также названы ахеяне и гениохи.

Пиратство на Черном море в течение многих столетий было одним из важных источников рабства начиная с ан-тичного времени и вплоть до начала XIX века. Оно имело постоянное влияние на черноморскую торговлю, нарушая экономические связи и торговые коммуникации. В результате этого, а также труднодоступности территории проявилась своего рода законсервированность западнокавказского Причерноморья сначала от античного влияния, а в последующем и от других воздействий цивилизации.

Наиболее подробно описал античных пиратов Черного моря Страбон; он свидетельствует о морском разбое, которым жили обитавшие на восточном берегу Черного моря южнее Синдики (Анапы) племена ахеян, зихов и гениохов. Для своих разбойничьих нападений они пользовались сравнительно небольшими узкими и легкими ладьями, вмещавшими от 25 до 30 вооруженных воинов. Греки назвали такие ладьи камарами, которые выделывались (выжигались) из стволов гигантских буков.

Ввиду отсутствия естественных стоянок и гаваней они на плечах уносили свои лодки в леса и прятали до следующего выхода в море. Образуя флотилию из камар, они нападали на купеческие суда или города соседних стран и таким образом господствовали над морем.


 

6. ЭЛЕМЕНТЫ БЫТА, КУЛЬТУРЫ И ХОЗЯЙСТВА

Поселения и жилища

Патриархальные формы социального быта причерноморских горцев определяли и характер их поселений. Города здесь отсутствовали вовсе, в местных языках не было даже такого термина. Для большинства видов поселений у черноморских шапсугов применялся термин «куадж», у убыхов — «хуа» (гуа, куа).

Группы семей, связанных родством, селились в местах, удобных в хозяйственном и оборонительном отношениях. Усадьбы отстояли друг от друга на определенных расстояниях. Каждый дом стоял особняком и окружался большим двором, садом и пашнями. Причерноморские аулы не походили на обычные селения. Они представляли собой цепочки усадеб, тянувшихся обычно вдоль реки. Так, селение Фагуа в начале XIX века было разбросано по долине реки Дагомыс примерно на протяжении 18 верст.

Аул Лохотх (ныне Красно-Александровский) тянулся по течению реки Аше начиная от Черного моря на десятки километров и состоял из 9 соединившихся поселений, каждое из которых было населено отдельным родом. Каждый род слагался примерно из двадцати больших семей по 30-60 человек в каждой.

По данным черноморско-шапсугской этнографической экспедиции 1951 года, аул Шахачей или Шахечю (ныне Кич- май) протягивался от устья реки Шахе вверх по ее течению до 40 км, вплоть до Ажуйских ворот, и состоял из цепочки поселений, также населенных отдельными родами; при этом на правобережье Шахе преобладали шапсугские роды, а на левобережье — убыхские.

Дюбуа де Монпере, исследовавший Черноморское побережье Кавказа в 1833 г., приводит следующее описание при-черноморских горцев: