Рейтинг@Mail.ru

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов

ИСТОРИЯ УБЫХОВ В. И. Ворошилов 2018-04-05T12:26:17+00:00

Аулы чаще всего назывались по имени местных рек и рочищ, часто по имени близлежащих гор или священных рощ, где отправлялись культы различных божеств. Иногда аулы назывались по фамилиям живших в них знатных родов.

В аулах не было улиц, постройки были разбросаны беспорядочно на различных уровнях местного рельефа. Сообщение между соседними аулами осуществлялось по руслам рек, через перевалы, по горным тропам, иногда делались прореки. Вокруг аулов, на всех сколько-нибудь удобных участках склонов, располагались поля, обработка которых велась почти полностью вручную. Лишь в днищах долин имелись пахотные поля. В непосредственной близости от аулов располагались родовые кладбища, почитаемые могилы, а такие священные рощи и деревья.

Описанный тип планировки аулов сохранился до нашего времени в ряде горных шапсугских аулов Большого Сочи. )т основной улицы — дороги во все стороны расходятся кривые и узкие переулочки. Дома разбросаны без всякой определенной системы: некоторые из них выходят фасадом, другие боком или задней стороной на улицу, от которой иногда их отгораживает традиционный плетень. Иногда за линией домов, примыкающих к улице, расположены еще дома, со-единенные с дорогой узенькими переулочками или просто тропинкой, проходящей между усадеб. Внутренность усадеб, по старой традиции, иногда оборачивается плетнем на отдельные участки.

Особенностью архитектуры жилых и хозяйственных построек современных шапсугских аулов Лазаревского района г. Сочи является широкое использование дерева и возведение построек на деревянных столбиках, или реже на камнях, что делается для устранения в помещениях сырости. В соответствии с традициями старой архитектуры дома часто строятся удлиненной формы с характерным устройством двух дверей и внутренним расположением комнат. Но разделение дома на мужскую и женскую половины уже практически не существует.

В отношении населенных мест, дворов, жилищ и хозяйственных построек, по словам Л.И. Лаврова, у убыхов не было чего-то специфического, резко отличного от соответствующих видов материальной культуры адыгейцев и абхазов. Разбросанность дворов была характерна для всего побережья. Огораживание частоколом до сих пор распространено в Черноморской Шапсугии и Абхазии. Турлучные дома с тесовой или дранковой крышей, с глиняным полом, навес перед домом, очаг, — все это также является типичным для старой Шапсугии и Абхазии. Там же встречаются как одно-этажные, так и двухэтажные дома. Полную тождественность абхазским и адыгейским представляют собой также амбары и загоны.


Священные рощи и деревья

Культ священных деревьев, рощ и лесов в различных формах проявляется у большинства племен и народов земного шара на определенных ступенях их развития. Этот культ основывался на склонности первобытного человека объяснить себе все явления окружающей природы теми же побуждениями, которые руководят его собственными действиями и поступками; культ этот представлял множество оттенков и переходов от признания в дереве особой души до чистого символизма.1

Из истории распространения христианства известно, что его проповедники, опасаясь внезапной ломкой старых верований и обрядов возбудить против себя население, прибегали к компромиссным действиям, стараясь сделать переход к новой религии постепенным и безболезненным. При этом христианские кресты водружались в местах языческих капищ, языческие божества приурочивались к христианским святым, языческим обрядам и празднествам давались христианские толкования. Народ, привыкший в течение веков почитать известные священные для него места и совершать там моления и обряды, продолжал по-прежнему свое пилигримство к старой святыне и постепенно примирялся с новыми верованиями, с новыми толкованиями значения старых обрядов.